Анализ ювелирного рынка

05.05.2006
На какие ювелирные изделия растет спрос в Нижнем Новгороде
Где покупают украшения состоятельные нижегородцы
Как ювелирные салоны конкурируют между собой
Каковы перспективы нижегородского ювелирного рынка

Эксперты

Дмитрий Володин – частный предприниматель (салоны «Византия». «Оникс», «Шах» «Два алтына»)
Валентина Изотова - генеральный директор ООО «Меридиан-НН»
Ольга Кабанова - директор филиала ООО «Сахаювелир» в Нижнем Новгороде
Лариса Меженина - начальник Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора
Игорь Тачальский - генеральный директор ОАО «Часовая техника»

В течение 2005 г. цена на золото на Лондонской бирже увеличилась в восемь раз. В этой ситуации российские ювелиры не сумели избежать резкого повышения оптовых и розничных цен на свои изделия. Производители ювелирных изделий переориентировались на выпуск недорогих легковесных украшений и обеспечили рост спроса.

Нижегородцы покупают недорогие, но объемные драгоценности

Прошлый год отмечен всплеском спроса на отечественные изделия из драгметаллов. «Такого количества ювелирной продукции отечественного производства через наше опробирование и клеймение не проходило ещё никогда, - делится начальник Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора Лариса Меженина. - Ювелирные магазины Волго-Вятского региона за минувший год закупили на российских ювелирных заводах в два раза больше изделий, чем в 2004 г.: 98 тыс. золотых и 1 685 тыс. серебряных украшений и предметов утвари».

Примерно четверть этой продукции, по оценке г-жи Межениной, закупили нижегородские магазины. При этом общий вес изделий из золота по сравнению с 2004 г. уменьшился на 20%. Данный парадокс Лариса Меженина объяснила резким ростом спроса на полые украшения - объёмные, но легковесные, а потому не очень дорогие. Повышение интереса к изделиям из «дутого» золота отметила и генеральный директор ООО «Меридиан-НН» Валентина Изотова: «Люди предпочитают платить меньше, но чтоб в ушах «висело» много».

Из-за снижения веса ювелирных изделий выручка магазинов растет намного меньше, чем количество проданных украшений, несмотря на повышение цены на золото. Директор нижегородского филиала предприятия «Сахаювелир» Ольга Кабанова констатирует рост продаж изделий с бриллиантами примерно на 30%. Другие эксперты также считают, что продажи в денежном эквиваленте в прошлом году выросли на 30-35%.

По мнению генерального директора ОАО «Часовая техника» Игоря Тачальского, прошлогодний всплеск спроса на «ювелирку», скорее всего, был связан с ожиданием роста цен на золото - изделия из драгметаллов брали впрок. Но продажи недорогих драгоценностей растут и в 2006 г.

Местные ювелирные магазины ориентируются на тонкий кошелек

В Нижнем Новгороде существует около 300 торговых точек по продаже ювелирных изделий. Лишь 11 из них - специализированные магазины, количество которых в городе не увеличивается уже несколько лет. Все остальные - разные по размерам отделы в универмагах и торговых центрах. Большинство из них торгует недорогими украшениями. Эксперты единодушны в том, что спрос в городе растет преимущественно на изделия низшей ценовой группы. Игорь Тачальский: «Прошедшие праздники - Новый год и 8 Марта - показали, что основу коммерческого успеха составляют изделия стоимостью от двух до пяти тыс. руб.».

Недорогие украшения, по словам Дмитрия Володина (сеть магазинов «Византия», «Оникс», «Шах», «Два алтына»), приобретают самые разные группы потребителей: «Это и бабушки, которые часто хотят подарить внучкам что-то из разряда «вечных ценностей», и внучки, которые не хотят того, что им дарят бабушки, а выбирают пирсинг». И все же вкусы небогатых покупателей не отличаются особым разнообразием. Валентина Изотова, изучив декабрьский спрос, пришла к выводу о том, что лидерами предновогодних продаж в городе стали кольца. На втором месте - серьги с недрагоценными камнями. На третьем - кольца с бриллиантами и без камней и цепи весом от 3 до 10 г.

Эксперты «ДК» отмечают постепенное увеличение продаж в среднем ценовом сегменте (2-30 тыс. руб.). Лариса Меженина сообщила, что в последнее время стали востребованы предметы утвари и декоративное охотничье оружие. Столовое серебро и посудные группы потребитель хочет видеть не посеребрёнными, а исполненными целиком из драгоценных металлов. «В Нижнем Новгороде никогда не было крупных производителей «ювелирки», в отличие, скажем, от того же Якутска. Поэтому наше население не очень хорошо разбиралось в драгоценностях. Ещё несколько лет назад люди не могли понять причин разницы в цене между бриллиантом и фианитом. Сегодня - покупатели осведомлены лучше, а вопросы задают со знанием дела», - рассказала Ольга Кабанова. В целом же спрос на украшения средней ценовой группы эксперты оценивают как низкий. Дмитрий Володин: «Расслоение общества наглядно отражается в тенденциях развития ювелирного рынка. Востребованы либо украшения стоимостью не более одной тыс. руб., либо эксклюзивные дорогие вещи. Покупатели в дорогом сегменте (свыше 30 тыс. руб. за изделие), к сожалению, предпочитают приобретать драгоценности за границей и в московских магазинах».

Дмитрий Володин считает примечательным, что в Нижнем Новгороде, ближайшем к столице городе-миллионнике, до сих пор не представлены мировые ювелирные бренды. С одной стороны, это указывает на близость Москвы, где их предостаточно, с другой - на неготовность основной массы покупателей платить за драгоценности много. По мнению г-на Володина, отток богатых покупателей в Москву привел к затовариванию нижегородского ювелирного рынка - закрылся ряд магазинов в центре города, приостановлено развитие московских сетей в регионе. Валентина Изотова: «Мы подумывали открыть элитный салон, но потом решили, что просто выбросим деньги на ветер».

Салоны борются за покупателя качеством, торговые точки - ценой

Большинство ювелирных магазинов конкурируют между собой, предлагая покупателю схожий ассортимент недорогих украшений. Крупные салоны борются за покупателя, используя традиционные методы продвижения: рекламу в местах продаж и СМИ, систему скидок и бонусов, необычное оформление залов и витрин. Владельцы салонов считают, что главный козырь в конкурентной борьбе - имя производителя и репутация торгового предприятия.

Салоны поменьше и комиссионные магазины пытаются выиграть за счет снижения цен, для чего иногда закупают продукцию неизвестного происхождения и сомнительного качества. «Мы нередко обнаруживаем изделия с фальшивыми оттисками. На золоте самой низкой 375 пробы может стоять клеймо 585, - рассказывает Лариса Меженина. - Чаще всего по итогам ревизии выясняется, что товар был приобретен частным предпринимателем с рук где-нибудь в Лужниках».

Убытки магазинов, в ассортименте которых обнаружены недоброкачественные изделия, весьма ощутимы. Если нарушение не выходит за рамки административного, владелец торговой точки отделается штрафом в размере 20-30 тыс. руб., индивидуальный предприниматель - 2-3 тыс. В 2005 г. инспекция пробирного надзора составила 33 протокола в адрес 29 магазинов области. По результатам химического анализа в 2005 г. не прошло экспертизу 16 481 золотых изделий (почти 40 кг) и 5,5 тыс. серебряных (71 кг). Как правило, эти драгоценности конфискуют и отправляют на переплавку. Реже - деформируют и возвращают владельцу для реализации в качестве лома.

Эксперты сходятся во мнении, что для борьбы с подделками и недоброкачественной продукцией нужно повышать уровень профессионализма работников салонов. Следует также, по словам Валентины Изотовой, готовить множество геммологов - специалистов по драгоценностям. Сейчас их в Нижнем Новгороде практически нет. Их подготовка предусматривает получение двух высших образований - по геммологии и оценке движимого имущества. Для крупного салона наличие штатного геммолога может стать дополнительным конкурентным преимуществом. Обучение такого специалиста обходится дорого - мелким торговым точкам оно не по карману.

На ювелирном рынке ожидается передел

По словам Игоря Тачальского, покупатели сегодня доверяют прежде всего отечественным производителям ювелирных украшений. Для привлечения клиентов магазины закупают продукцию российских заводов. Помимо российских на нашем рынке присутствуют итальянские ювелирные изделия, изготовленные на фабриках Польши и Турции.

У отечественной ювелирной промышленности в ближайшее время может появиться сильный соперник. Котировки золота на мировом рынке в начале 2006 г. достигли максимума за последние 25 лет. Причину этого эксперты «ДК» видят в том, что весь минувший год драгоценный металл в колоссальных размерах скупали индийские и, главным образом, китайские ювелирные компании. Эксперты предположили, что в самое ближайшее время на российский ювелирный рынок обрушится китайская экспансия. Валентина Изотова: «На подавляющем большинстве ювелирных изделий появятся ярлыки с сакраментальной надписью «Made in China».

По мнению экспертов, в ближайшее время китайцы начнут экспортировать ювелирные украшения. Если это произойдет, после того, как китайские драгоценности приобретут популярность у россиян, в Нижнем Новгороде может начаться передел ювелирного рынка. Утратит значение главное конкурентное преимущество крупных салонов - хорошо налаженные связи с отечественными производителями. На рынке останутся те, кто быстрее переключатся на торговлю китайской продукцией или будут лучше других удовлетворять растущий спрос на украшения средней ценовой категории.

Деловой квартал
Все новости