Непаханое поле

28.07.2008 "Биржа"№28
Информация и свободный доступ к ней - вот один из приоритетов поддержки предпринимательства
Обязательное условие развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области - создание обширного информационного поля. У каждого бизнесмена должна быть возможность легко находить необходимые данные о деятельности коллег, конкурентов и союзов. К такому выводу пришли участники круглого стола, который прошел в редакции газеты "Биржа" 23 июля.
На этот раз концепцию развития обсуждали предприниматели, представители областного правительства и общественных организаций региона. Вела дискуссию Юлия КРУЗЕ, генеральный директор фирмы "ТМ-Сервис".

Булка с изюмом

Задачей участников круглого стола было сформулировать ряд конкретных предложений, которые можно внести в концепцию развития малого и среднего предпринимательства Нижегородской области на ближайшие годы. Ведущая заседания, генеральный директор ЗАО “ТМ-Сервис” Юлия Крузе назвала идеи, реализованные в других областях или возникшие на местном уровне, изюминками концепции, что вызвало некоторое несогласие аудитории. Так, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийской организации “ОПОРА России” Дмитрий Бирман напомнил, как появились булочки с изюмом: “История известная. Испекли булочку, в которой оказался таракан. Булочник его скушал, и с тех пор пошла выпечка с изюмом... Мы уже наелись этих тараканов задолго до”. Директор Центра международной торговли Нижнего Новгорода Павел Солодкий поддержал Бирмана, заметив, что концентрация на “изюминках” к конструктивному разговору не приведет: у каждого предпринимателя свои проблемы. Кому-то мешает работать налоговый прессинг, кому-то — цены на сырье и энергоносители. Между тем необходимы общие подходы к единой концепции.

Выяснилось, что обсуждать варианты поддержки развития малого и среднего бизнеса “в общем” очень сложно. Предпринимателей волнуют конкретные отраслевые проблемы сельского хозяйства, лесного комплекса, промышленности, туризма, инновационного бизнеса. Впрочем, два действительно общих момента участники обсуждения все же обозначили.

Рыбка большая
и маленькая

Во-первых, тяжело складываются отношения крупного и малого бизнеса. Казалось бы, местное малое предпринимательство должно стать помощником и партнером бизнеса крупного. Но предприятия-гиганты предпочитают сотрудничать с зарубежными фирмами и “проверенными” фирмами других регионов России, руководствуясь личными знакомствами или более низкими ценами на продукцию и услуги.

Начальник отдела программ развития малого предпринимательства министерства поддержки и развития малого предпринимательства области Сергей Стешов даже предложил общественным организациям влиять на крупный бизнес, “используя свои рычаги” и фактически заставляя его взаимодействовать с малым бизнесом. А директор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев посоветовал Инвестсовету ввести обязательный критерий отбора проектов: что именно инвестор может сделать для области в плане развития малого бизнеса. “У нас все с точностью до наоборот, — заявил Дмитрий Бирман. — Мы сами бонусы даем инвесторам, лишь бы они приходили”. В свою очередь Павел Солодкий заметил, что для так называемых “крупняков” малое предпринимательство — это головная боль, никак не вяжущаяся с мечтой о госзаказах и “дешевых деньгах”. Ни один “зубр” не захочет выступить гарантом малого предприятия в банке при оформлении кредита на оборудование или сырье.

Отдельный разговор — взаимоотношения малого бизнеса и государства. Согласно принятой концепции развития Нижегородской области до 2020 года туризм — одно из приоритетных направлений. Характерным примером является выведение на качественно новый уровень Городца. “Город-пряник” должен стать привлекательным как для инвесторов, так и для туристов. Между тем гостиниц там, мягко говоря, недостаточно. Рассчитывающие на льготные условия строители сталкиваются с тем, что их проект рассматривается в Инвестсовете на общих основаниях. “Видимо, нет понимания, что инфраструктуру туризма надо развивать”, — развел руками Солодкий, попавший в такую ситуацию.

В ходе круглого стола не раз прозвучало слово “декларативность”. В частности, в связи с тем, что согласно ФЗ № 209 приоритетные направления малого бизнеса могут определяться только на уровне Федерации. Могут. Но до сих пор не определены. Конечно, можно сделать это на региональном уровне, но никто не даст гарантии, что местные установки совпадут с федеральными. “Все мы знаем, что малый бизнес — зона повышенного риска”, — с сожалением отметила и Юлия Крузе.

Места надо знать

Действительно, все слышали о том, как важен для нас малый и средний бизнес и какую роль он должен играть в экономике страны. Но общественные организации иногда даже не знают, какие именно мероприятия для малого бизнеса организовать, потому что у них нет четкого портрета целевой аудитории. Статистика, а также история умалчивают о цифрах количества и качества малого предпринимательства.

Безусловно, определенная база данных, составленная “Деловой Россией” и “ОПОРОЙ России”, есть. Но эти сведения не исчерпывающие. Проблему сформулировал главный редактор “биржевых” изданий Владимир Лапырин: “Нет регулярного мониторинга регионального рынка. Панорамного взгляда на него. Картина слишком дробная”.

Проиллюстрировал ситуацию директор департамента по работе с предпринимательскими структурами ТПП Нижегородской области Владимир Хорошилов. По его словам, предприниматели многих районов области не имеют представления, куда им обращаться за консультацией. На недостаток информации, получаемой от министерства поддержки и развития малого предпринимательства, посетовала и директор дзержинского завода герметизирующих материалов Галина Савченко. “Дома малого бизнеса и предпринимательские союзы мы просто засыпаем информацией о нашей деятельности”, — возразил на это заместитель министра, начальник управления развития туризма, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев. Но, возможно, она тоже дробная. Где главное, важное, на чем именно сегодня акцент, трудно разобраться, особенно начинающим бизнесменам, подытожили спор присутствующие.

С другой точки зрения взглянул на проблему генеральный директор ООО “Фабрика чистоты” Сергей Шухрин. По его мнению, люди подчас боятся шагнуть в предпринимательство, потому что не имеют элементарной информации. “Необходима разъяснительная работа, что предпринимательство — это не страшно. Сейчас отсутствие информации — это некий тест, пробьется или не пробьется человек. Это не тот путь конкуренции”, — уверен Шухрин. Нужно звать людей в бизнес. Показывать на примерах, что это такое. Подсказывать, что, где, когда и как можно было бы сделать. На что спрос. Иначе роста не добьемся. Негативное отношение к предпринимателям еще сильно.

“Информационных и юридических площадок много, но у семи нянек дитя без глазу”, — подвел своеобразный итог Владимир Хорошилов. Действительно, на полное отсутствие информации о малом бизнесе жаловаться не стоит: при желании можно обратиться в ТПП, министерство поддержки и развития малого предпринимательства или общественную организацию. Проблема в том, что единой системы доступа к информации пока нет. Получение данных требует серьезных усилий и навыков. Тут нужен стимул. Люди должны поверить, что и государство заинтересовано в их успехе.

Все в сеть

“Скоро положение изменится, — утешил собеседников Сергей Стешов. — 209-й ФЗ определяет обязательное ведение реестра предприятий, которые получили государственную поддержку в любой форме. Он должен быть в свободном доступе. Форма реестра определяется в законе правительством РФ. На сегодня Минэкономразвития провело конкурс на создание интернет-сайта, который будет действовать на уровне России и передавать информацию в регионы. Это дело ближайшего будущего”. Отдельно Стешов подчеркнул, что Нижегородская область выделена как пилотный регион и получит свой вариант сайта от Минэкономразвития. “Речь идет о создании самостоятельного регионального информационного ресурса”, — пояснила Юлия Крузе.

Таким образом, в концепции развития малого и среднего предпринимательства региона будет отражено желание наладить диалог с крупным бизнесом и определить приоритетные направления собственной деятельности. Не последнее место в концепции отведено созданию единого информационного поля с равными возможностями получения необходимых данных для всех предпринимателей вне зависимости от уровня их юридической подкованности и удаленности от областного центра.

Алла БРЕНЕВА

Все новости