23.04.2008 Pынок консалтинга — производная от рынка товаров и услуг, своеобразное зеркало, отражающее уровень экономического развития региона: как известно, услуги консультантов особенно востребованы в условиях развитой экономики и остроконкурентной рыночной среды. Интересно, а Что отражает зеркало нижегородского консалтинга?
Консалтинг — понятие многоплановое и включает в себя множество различных сфер деятельности: управленческое, финансовое, юридическое, инвестиционное, налоговое, стратегическое и IT-консультирование, услуги кадровых, маркетинговых и PR-агентств, образовательных учреждений, оценочных компаний; существует консалтинг в сфере логистики и внешнеэкономической деятельности, в области управления качеством.
Из всего этого многообразия наиболее развитыми направлениями в Нижегородском регионе являются финансовое (главным образом — аудиторское), юридическое, маркетинговое консультирование и образовательный консалтинг; в последнее время активно развивается кадровый консалтинг. Большинство нижегородских компаний, оказывающих консультационные услуги, относятся к сегменту малого, реже — среднего бизнеса, — впрочем, как и большинство их клиентов. Раздел «консалтинг» в адресном телефонном справочнике Нижнего Новгорода представлен длинным списком компаний — однако количество, как известно, далеко не всегда свидетельствует о качестве.
— Нижегородский рынок консалтинга, по сравнению с Казанью, Самарой и некоторыми другими городами, на мой взгляд, изрядно избалован, — отмечает Александр Михеев, директор консалтинговой группы «Системное мышление». — Клиент каждый день получает десятки предложений «проконсультироваться», «поучиться», «повнедрять», — то есть можно было бы сказать, что рынок развит. Однако понятие «развитый рынок» предполагает, что клиенты видят различия в качестве, цене и сервисе. А мне, например, часто приходится наблюдать такую ситуацию: у бизнесмена возникли проблемы с персоналом и, пытаясь их решить, он объявляет тендер, в котором участвуют кадровое агентство, тренинговая компания, «консультант-универсал», вуз и даже туристическое агентство. В данном случае клиент не совсем понимает, чего хочет, поэтому «помочь» ему может любой, у кого возникнет желание это сделать, и на кого хватит денег.
По мнению Юлии Крузе, генерального директора юридической компании «ТМ-Сервис», одной из особенностей нижегородского рынка консалтинга является отсутствие ярко выраженных лидеров: несмотря на то, что у нас сложился круг консалтинговых компаний, которые уже заработали неплохую репутацию и достигли определенных высот, «звезд» среди них пока нет. Впрочем, как отмечает эксперт, Нижний Новгород может похвастаться несколькими независимыми консультантами, имена которых известны далеко за пределами Нижегородской области.
Преодоление наследия
Консалтинг — неизменный спутник бизнеса, вместе с ним он живет, развивается, погружается в пучину экономического кризиса или наоборот — достигает вершин роста. Нижегородский бизнес, как, впрочем, и российский в целом, не может похвастаться долгой историей развития — наша рыночная экономика еще молода. Именно поэтому не таким уж зрелым является и отечественный консалтинг — в отличие от своего умудренного опытом западного собрата. Один из важных источников знаний, которыми оперируют консультанты, — живая практика бизнеса и основанные на ней теоретические обобщения. В России же до знакомства с азами рыночной экономики студенты отечественных экономических вузов долгое время постигали законы социалистического планирования, принципы коллективного соцсоревнования.
— В нашем регионе никогда не было сильной управленческой школы, — говорит руководитель проектов консалтингового центра «Лидервиль» Сергей Артемьев. — Была очень сильная научная школа — школа физиков и математиков, которые совершали открытия и прорывы в науке и технике. Однако у нас не было хороших вузов, способных обучить искусству управления, сформировать единую школу менеджмента. Это привело к тому, что у современных руководителей нет приверженности к какой-либо одной традиции, стратегии и практике менеджмента. В своей управленческой практике они обращаются то к одной, то к другой управленческой модели, а подобная фрагментарность не способна привести к достойному результату. Кроме того, весь наш бизнес в целом складывался стихийно, он не был спроектирован, подчинен какой-либо системе, как это принято делать на Западе. Мы до сих пор еще не научились анализировать бизнес-процессы, выяснять причину взлетов и падений, прогнозировать будущее компании.
Окно в столицу
«А из нашего окна площадь Красная видна» — эта строчка из детского стихотворения в метафорическом виде передает особенность географического положения Нижнего Новгорода
по отношению к столице: пожалуй, ни один из городов–милионников не может похвастаться таким близким соседством с Москвой. Этот объективный фактор оказывает значительное влияние как на экономику региона в целом, так и на местный рынок консалтинга в частности. Москва как магнит притягивает к себе важнейшие источники развития бизнеса: кадры, технологии, инвестиции. «Многие, кому удалось в Нижнем Новгороде сделать карьеру или состояться в бизнесе, сейчас живут и работают в Москве, достигая там новых высот, — продолжает Сергей Артемьев. — В таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Новосибирск подобных массовых миграций просто не бывает — эти региональные центры находятся слишком далеко от столицы. Уехать из Перми в Москву — означает принять очень ответственное решение на всю жизнь. Уехать в Москву из Нижнего Новгорода гораздо проще — при желании можно вернуться назад на следующий день. В большинстве случаев, отважившись на такой шаг, бывший нижегородец через некоторое время начинает чувствовать себя москвичом и в Нижний Новгород уже не возвращается — бизнес-результатов он достигает там».
Действительно, экономика удаленных от Москвы регионов носит более замкнутый характер, во многом является самодостаточной — участникам местного рынка приходится рассчитывать исключительно на свои силы. Как правило, это становится дополнительным стимулом внутреннего экономического развития, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для становления регионального рынка консалтинга.
— По сравнению с другими городами Приволжского федерального округа нижегородский рынок консалтинга демонстрирует неплохой уровень развития, — говорит Юлия Крузе («ТМ-Сервис»). — Однако, например, екатеринбургскому рынку консалтинга мы однозначно проигрываем: удаленность от Москвы, наличие крупного регионального бизнеса позволяют Екатеринбургу иметь масштабные консалтинговые фирмы. Так, например, среди региональных юридических компаний там встречаются фирмы со штатом в 100-150-200 юристов, размеры оборотов этих игроков подчас составляют десятки миллионов рублей в месяц. Максимум, что могут позволить себе нижегородские юридические и аудиторские фирмы — штат в два-три десятка сотрудников (планку в 50 человек они пока еще не преодолели) и среднюю выручку в несколько миллионов рублей.
Впрочем, не только ресурсы из регионов устремляются в столицу — московские гости сами любят наведаться к своим провинциальным соседям. Сделки M&A, в результате которых большие и малые нижегородские компании переходят в собственность столичных игроков, давно уже перестали быть для нас новостью. Обосновавшись в Нижегородском регионе, московские «пришельцы», как правило, приносят сюда уже налаженную систему деловых связей и партнерских отношений — привыкнув к столичному уровню сервиса, за консалтингом они продолжают обращаться к своим землякам. Некоторые эксперты считают такой ход событий бедой нижегородского консалтинга, другие, напротив, видят в этом положительные моменты. «Крупные игроки приходят к нам со своим консалтинговым сопровождением, и это катализирует местный рынок, задает ему высокую планку, держит в тонусе местных участников рынка, — отмечает Юлия Крузе. — Региональные консалтинговые компании начинают тянуться к московским стандартам качества, стремятся предлагать своим клиентам адекватный уровень услуг».
Без комплексов
Одним из признаков развитого консалтингового рынка является присутствие на нем крупных профессиональных игроков, предлагающих услуги комплексного консалтинга. Так, например, в «чистом виде» такими игроками являются PricewaterhouseCoopers, Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG, Andersen — знаменитая «большая пятерка» международных универсальных аудиторско-консалтинговых компаний. Что уж тут говорить — образцов такого уровня нижегородский рынок консалтинга, да и российский в целом, пока не создал. Впрочем, Нижний Новгород может похвастаться представительством компании KPMG, но деятельность нижегородской «дочки» этого международного гиганта скрыта от рядовых участников местного рынка непроницаемой завесой тайны.
Безусловно, в Нижнем Новгороде есть компании, которые работают сразу в нескольких областях консалтинга, однако термином «комплексный консалтинг» их деятельность обозначить нельзя.
— На рынке товаров и услуг можно выделить компании разных форматов в зависимости от качества предлагаемой продукции, размеров и широты ассортимента, — продолжает Юлия Крузе («ТМ-Сервис»). — В формат лотка вписывается предприятие, которое занимает минимальную площадь и предлагает узкий ассортимент продукции не очень высокого качества. Более широкий перечень товаров, уровень которых на порядок выше, покупатель может найти в магазине.
Наиболее высоким качеством продукции и узким ассортиментом обладает бутик, низкий уровень качества и широкий ассортимент можно встретить на рынке. А максимально высоким качеством товаров и одновременно максимальной широтой ассортимента обладает мегамол. Такими мегамолами на рынке консалтинга являются международные компании — именно они предлагают комплексное консультирование. Участники нижегородского консалтингового рынка до такого формата пока еще, конечно же, не доросли. Однако в перспективе в России и Нижнем Новгороде должны появиться собственные национальные консалтинговые организации, которые будут предлагать качественные комплексные услуги, потребность в которых есть.
Альтернативой комплексного консалтинга в Нижнем Новгороде, по мнению участников рынка, является деятельность Нижегородской гильдии профессиональных консультантов — некоммерческого объединения юридических и физических лиц, профессионально занимающихся консалтингом. Предоставляя консультационные услуги предприятиям Нижнего Новгорода, гильдия осуществляет комплексные проекты в сфере разработки стратегии развития, постановки системы корпоративного управления, совершенствования финансовой системы и оптимизации налогообложения, развития информационных систем и совершенствования работы с персоналом.
Бизнесмен и консультант
На нижегородском рынке консалтинга спрос и предложение не всегда находят друг друга, а встретившись, не так часто остаются удовлетворенными: консультанты и их клиенты, как водится, явно ожидают друг от друга большего. Впрочем, для такого сегмента рынка, как консалтинг, подобное положение вещей кажется вполне естественным. «Консалтинг — одна из самых неконтролируемых сфер бизнеса, полагает Александр Михеев («Системное мышление»). — «Входной билет» на рынок консалтинга доступен практически любому: нужен ноутбук, пара сертификатов и достойное выражение лица, которое убедит клиента. Более того, в консалтинге почти нет конкуренции на уровне продукта (услуги) — существует конкуренция на уровне личных контактов: зачастую заказ получает тот, у кого лучше развиты связи и знакомства, а не тот, кто предлагает более качественное решение. Предложение на рынке консалтинга растет, спрос — также растет. Но как нет критериев выбора консультанта, так нет и критериев оценки эффективности работы консалтинговой компании. Это приводит к риску некачественной работы, неудовлетворенности клиента».
Нижегородские бизнесмены обходят консультантов стороной, как правило, по двум основным причинам. В первом случае бизнес, а чаще — сознание бизнесмена — еще не доросли до обращения к консалтингу. «Бывает так, что компания интенсивно развивается, ее обороты растут, а собственник психологически не готов перейти на другой уровень управления — он настолько привык вариться в собственном соку, справляться со всеми проблемами самостоятельно, что даже не допускает мысли о возможности привлечь в бизнес дополнительные ресурсы, обратиться к услугам внешнего консалтинга, — говорит независимый консультант Владимир Гусев. — В данном случае предприниматель еще не достиг того уровня, при котором предпринимательство перерастает в более организованную структуру. В ходе дальнейшего развития, рано или поздно, ему все равно придется перейти эту черту — у него неизбежно появится потребность в привлечении новой информации, способной сыграть важную роль в развитии его бизнеса — и тогда он поневоле обратится к услугам специалистов, которые обладают необходимыми для этого знаниями и навыками».
По мнению Сергея Артемьева («Лидервиль»), для того, чтобы осуществить прорыв в бизнесе, вывести его на принципиально новую ступень развития, предприниматель должен обладать определенным уровнем здоровых амбиций, а их-то как раз и не хватает многим нижегородским собственникам. «Наш «местечковый» бизнес зачастую не способен сформулировать серьезные бизнес-задачи, которые привлекли бы к нему инвестиции и мобилизовали другие виды ресурсов из внешней среды, — говорит эксперт. — Если сформулировать ясную, четкую, очень амбициозную и смелую бизнес-цель и достичь ее, перед компанией откроются абсолютно новые горизонты. Кроме того, не так много собственников понимают, насколько значимы в развитии компании нематериальные активы — такие, как брэнд, имидж, налаженная внутренняя система коммуникации, построение команды. А, как известно, именно с такими активами обычно приходится иметь дело консультантам».
Вторая причина, по которой нижегородские собственники не стремятся обращаться к услугам местных консультантов — уверенность бизнесменов в отсутствии на нижегородском рынке консалтинга достойного и адекватного их запросам предложения. Как правило, с такой проблемой сталкивается наиболее развитая часть нижегородской бизнес-публики. «В Нижнем Новгороде есть ряд компаний, которые достигли определенных высот в бизнесе — они используют накатанные технологии, обладают отрегулированными внутренними и внешними процессами, их возглавляет команда грамотных и образованных управленцев, — говорит Владимир Гусев. — С каждым годом их бизнес становится все более технологичным, и основные вопросы, которые стояли перед ним еще несколько лет тому назад, уже давным-давно разрешены. Поэтому у собственников или руководителей этих компаний не так часто возникает потребность в привлечении внешних консультантов, предлагающих традиционный набор инструментов. Сфера их интересов — специализированные технологии, новые методики и разработки, которые способны многократно повысить эффективность того или иного конкретного направления бизнеса».
Решив обратиться к услугам той или иной консалтинговой компании или независимого консультанта, бизнесмен немедленно встает перед проблемой выбора. Действительно, поскольку в консалтинге нет четких критериев эффективности, собственнику часто приходится опираться на рекомендации знакомых, изучать репутацию компании, формировать собственный субъективный взгляд, оценивая достоинства и недостатки очередного кандидата в консультанты.
— Корпоративных клиентов можно условно разделить на две категории, — комментирует Александр Михеев («Системное мышление»). — Первая — те, кто выбирает, опираясь на личность консультанта, его уникальный опыт и склад мышления. Вторая категория — те, кто выбирает не человека, а технологию или брэнд компании. В таком случае, первого консультанта можно сравнить с ресторанчиком, который привлекает своей неповторимой атмосферой и мастерством шеф-повара. Второй консультант подобен стандартному сервису компании McDonald’s.
Если выбор консультанта оказался неудачным, бизнесмен может потерять доверие к представителям индустрии консалтинга, что отрицательно повлияет на дальнейшее развитие его компании. Кстати, низкий уровень доверия к консультантам со стороны собственников — еще один стоп-фактор в развитии рынка консалтинга. Бывает так, что бизнесмен, руководствуясь соображениями безопасности, скрывает от консультантов истинное положение вещей в своей фирме, не догадываясь о том, что тем самым мешает им понять суть проблемы, без чего эффективный консалтинг просто не мыслим. В результате сотрудничество с консультантами не дает ожидаемых результатов, и владелец бизнеса остается разочарованным. Пожалуй, искусство консультанта в том и состоит, чтобы докопаться до первопричины неполадок в компании и устранить ее с наименьшими для бизнеса потерями.
По словам экспертов, нижегородский рынок консалтинга в последние годы постепенно наращивает свои обороты — благоприятной почвой для этого является общий подъем экономики. Предложение становится более разнообразным, а заказчики — более требовательными. Вместе с тем на карте нижегородского рынка консалтинга пока очень много белых пятен, которые кому-то еще только предстоит заполнить.
Мария Давыдова
http://www.abm.r52.ru/?rid=24&fid=223&sid=46&nid=24816
Все новости