Wal-Mart копит доллар к "Копейке"

16.07.2009
Как стало известно "Ъ", американская Wal-Mart Stores Inc. в июне сделала предложение основному акционеру сети дискаунтеров "Копейка" Николаю Цветкову продать 100% сети, которая, по оценкам экспертов, может стоить до 630 млн. дол. С начала кризиса бизнесмен вел переговоры о слиянии "Копейки" с X5 Retail Group и "Магнитом", но их предложения его не устроили.

О переговорах Wal-Mart с "Копейкой" рассказали два топ-менеджера из конкурирующих сетей. Собеседники "Ъ" знают, что первые встречи переговорщиков проходили еще весной этого года. Высокопоставленный сотрудник "Уралсиба" утверждает, что только в июне Wal-Mart сделала письменную оферту: он называет ее предварительной, не уточняя цену предложения. По его информации, "формально "Копейка" эту оферту еще не приняла и не допустила Wal-Mart к проведению dui diligence", но планирует сделать это в августе после заключения соглашения об эксклюзивности переговоров.

Wal-Mart обсуждает покупку 100% "Копейки", но рассматривается вариант, что основной владелец сети Николай Цветков сохранит миноритарный пакет, рассказывает близкий к переговорам источник. На прошлой неделе "Уралсиб" сообщил, что бизнесмен передал 14,2% "Копейки" в собственность своего банка (до сих пор у банка было всего 3,34%, остальные акции через офшорные компании принадлежит непосредственно господину Цветкову). Тогда представитель "Уралсиба" назвал приобретение акций "Копейки" "портфельной инвестицией банка с целью получения дохода от изменения рыночной стоимости актива".

Директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в России и Восточной Европе Константин Дубинин от комментариев отказался. Связаться с руководителем российского офиса Wal-Mart Стефаном Фандерлем вчера не удалось — его мобильный телефон не отвечал. Ранее в беседе с "Ъ" он отмечал, что Wal-Mart планирует вести в России мультиформатные операции. А директор по международному развитию Wal-Mart Даг Макмилан в июне признавал, что компания ищет партнеров в России.

Вчера президент "Копейки" Сергей Солодов информацию об оферте Wal-Mart не подтвердил, но и не стал опровергать.

Под брендом "Копейка" работает 528 универсамов в Москве и регионах России. Основной компании сети ОАО "ТД "Копейка"" (выручка в 2008 году — 51,6 млрд руб.) принадлежит бизнес в Москве и области, Туле, Твери, Калуге и Рязани. Магазинами в Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже и Владимире владеет ООО "Копейка-Поволжье".

Wal-Mart Stores Inc.— крупнейший в мире ритейлер по объемам продаж. Управляет более 7 тыс. магазинов разных форматов в 15 странах мира. Выручка в 2008 году (закончился 31 января 2009 года) —401 млрд. дол., чистая прибыль — 13 млрд. дол. Капитализация на NYSE — 186 млрд. дол.

С начала кризиса многие западные и российские ритейлеры делали попытки выкупить бизнес конкурентов, но ни одна сделка так и не дошла до завершения. Французский ритейлер Carrefour с февраля вел переговоры о покупке бизнеса и недвижимости "Седьмого континента", но в мае взял тайм-аут в переговорах (см. "Ъ" от 19 мая). X5 Retail Group и "Магнит" обсуждали выкуп 100% "Копейки" за деньги или акции. Х5 делала оферты господину Цветкову в конце 2008 года и в январе 2009 года, но получила отказ (см. "Ъ" от 29 января). "Магнит" тоже провел несколько встреч с владельцем "Копейки" в начале года, но переговоры ничем не кончились, рассказывают топ-менеджеры "Уралсиба" и "Магнита". А Wal-Mart в апреле была готова выкупить 51% акций петербургской сети "Лента", но уже в мае из переговоров вышла.

Без учета показателей магазинов в Поволжье "Копейку" можно оценить минимально в 5 EBITDA 2008 года (мультипликатор "Дикси"), а максимально в 8 EBITDA (средний мультипликатор на рынке), то есть в диапазоне 280-630 млн дол. за вычетом долгов 9 млрд руб. (данные на конец 2008 года), считает аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина.

Компании часто не могут прийти к общему мнению по оценке активов, говорит президент "Дикси" Илья Якубсон. Зато западные ритейлеры, вступая в переговоры, получают очень полезную информацию о показателях работы крупных российских игроков, считает он: "Любые переговоры только помогают Wal-Mart изучить новый для себя рынок. Я бы на их месте поступал также".

Кристина Ъ-Бусько, Ирина Ъ-Парфентьева
http://www.kommersant.ru/daily/?date=20090715
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1203960&NodesID=4
Все новости