10.06.2010 Российский авторынок растет второй месяц подряд, в мае более чем на 30%. Рост уже стал причиной дефицита автомобилей у дилеров, поскольку импортеры иномарок прогнозировали восстановление рынка чересчур консервативно. Кроме того, иномарки в ближайшее время могут начать дорожать вслед за ростом курса доллара. Зато дополнительным стимулом роста рынка должно стать расширение госпрограммы утилизации.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России в январе—мае. По данным АЕБ, за пять месяцев продажи машин снизились на 5%, до 615,7 тыс. машин. Однако в мае они выросли сразу на 31%, до 157,9 тыс. машин. Самой продаваемой маркой стала российская Lada, из иностранных брендов лидировали Chevrolet, Kia и Renault.
Положительная динамика продаж автомобилей в России наблюдается уже второй месяц — в первый раз с начала кризиса продажи выросли в апреле, на 20%. Докризисного уровня они еще не достигли — в мае 2008 года, например, как уровень продаж, так и динамика прироста были выше (200 тыс. машин, плюс 40%). Но в целом итоги апреля внушают оптимизм, и, скорее всего, рост продолжится, отметил глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Об этом же говорит и заместитель главы "Фольксваген Груп Рус" Мартин Ян.
Лучшую динамику прироста продаж в мае показали российская Lada (во многом благодаря госпрограмме утилизации), а также корейские Kia, Hyundai и Daewoo, чей прирост составил 60-40% (такой динамики нет больше ни у кого из первой двадцатки). Рост на уровне 10-35% показывают европейские марки Renault, Ford, Volkswagen, Skoda, и Peugeot. Самым продаваемым автомобилем в мае стала Lada Priora, а самой популярной иномаркой — Renault Logan (Ford Focus отстает от нее на 200 проданных машин). Лучшая динамика прироста продаж среди иномарок у Kia Rio, Kia Sportage, Suzuki Grand Vitara и Skoda Octavia 2679656E3B, а среди российских — у Lada "классики" (самая популярная машина по программе утилизации).
В то же время один из лидеров рынка — Chevrolet показал рост продаж всего на 1%. В российском офисе General Motors (GM) это объясняют остановкой поставок в России недорогих Lanos, тогда как сейчас высок спрос именно на "бюджетные" модели. Замену устаревшему Lanos GM для России так и не предложил. Кроме того, еще один бренд GM показывает падение продаж на фоне роста рынка — немецкий Opel, который в прошлом году хотел купить Сбербанк в партнерстве с канадской Magna. Это в GM объясняют недопоставками машин в Россию из-за кризиса, отмечая, что сейчас на рынок выводится обновленный Opel Astra и продажи марки должны восстановиться.
Падение показывают и большинство японских марок (Toyota, Mitsubishi, Honda, Mazda) — кроме Nissan, продажи которого сохранились на уровне мая прошлого года, и Suzuki, нарастившего сбыт на 130% (у компании заработал в России свой импортер).
Теперь, когда рынок начал оживать, перед автоконцернами и дилерами встала новая проблема — недостаток машин. Как отметил Мартин Ян, из-за длительной стагнации продаж большинство импортеров составили чересчур "консервативный план поставок" автомобилей в Россию. В результате сейчас у многих дилеров наблюдается дефицит машин, что тормозит продажи, соглашается совладелец дилерского холдинга КМ/Ч Ленур Ислямов. Из-за этого, несмотря на рост продаж в мае, фактические продажи автомобилей за месяц были даже ниже (на 3%), чем в апреле, отметил господин Ян. Впрочем, Дэвид Томас привел и другую причину — снижение потребительской активности с началом летних отпусков.
Еще одна проблема — укрепление доллара, добавляет Ленур Ислямов. "Сегодня доллар уже стоит 32 руб., и наверняка в результате цены на иномарки тоже пойдут вверх",— отмечает дилер. Он не берется оценить, каким именно будет повышение и как это скажется на продажах.
В то же время стимулировать рост рынка должно расширение программы утилизации машин. На прошлой неделе премьер Владимир Путин пообещал выделить из бюджета на программу дополнительно 10 млрд руб. (первый транш в 10 млрд руб. будет израсходован к концу июня — началу июля — эти деньги идут на предоставление скидок в размере 50 тыс. при покупке новой машины взамен утилизируемой старше десяти лет). В Минпромторге вчера "Ъ" уточнили, что в программу также может быть добавлен еще один автомобиль — седан на базе Volkswagen Polo сборки калужского завода Volkswagen. Господин Томас вчера призвал правительство расширить действие программы утилизации вообще на все автомобили, продаваемые в России, но Минпромторг не намерен отступать от главного критерия отбора машин для программы — наличие их сборки в стране со сваркой и окраской кузова.
Дмитрий Беликов
Все новости