10.09.2011 «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) в муниципальную собственность. Соответствующий вопрос вынесен на рассмотрение профильных комиссий городской думы. По требованию федерального законодательства и с целью оптимизации маршрутной сети предприятие должно быть передано на баланс города не позднее января будущего года, но процесс явно не будет простым: стороны уже фиксируют множество острых вопросов, главный из которых — значительное увеличение нагрузки на муниципальный бюджет.
Первой вопрос передачи филиалов «Нижегородпассажиравтотранса» — автопредприятий №1, №6 и №7 — в муниципальную собственность в минувшую пятницу рассмотрела думская комиссия по транспорту и связи. Как сообщил депутатам и.о. директора профильного комитета администрации города Александр Водопьянов, по требованию федерального закона о местном самоуправлении активы НПАТ должны быть переданы муниципалитетам до 1 января 2012 года — в городе будет создано собственное предприятие для организации автобусных пассажирских перевозок. Сейчас при департаменте транспорта действует рабочая группа, которая занимается разработкой механизма передачи (в федеральном законе он не прописан), но пока договоренности по многим острым вопросам еще не достигнуты. В частности, по информации «НТА-Приволжье», не определен порядок и все нюансы передачи госпредприятия муниципалитету и окончательно не решены вопросы финансирования транспортного предприятия. Расходы горадминистрации на содержание предприятия господин Водопьянов оценивает не менее чем в 600 млн руб. в год, не считая выпадающих доходов, кроме того, мэрии необходимо будет направлять средства на обновление автопарка.
Речь о передаче НПАТ в собственность муниципалитетов зашла еще в 2005 году. На данный момент филиалы предприятия переданы в муниципальную собственность в 15-ти из 26-ти районов области. В Нижнем Новгороде процесс обещает стать одним из самых проблемных отчасти из-за многомиллионных долгов госпредприятия. В марте глава администрации города Олег Кондрашов, оценивая долги в 700 млн руб., говорил, что правительство обещало погасить их до передачи муниципалитету, но переговоры уже тогда шли непросто.
В департаменте транспорта считают, что передача автобусных парков Нижнего Новгорода из областной в муниципальную собственность позволит администрации города оптимизировать маршрутную сеть и расписание движения, создать единую диспетчерскую службу пассажирского транспорта, усилить контроль за автобусами и, как следствие, повысить качество транспортного облуживания населения. Комментируя бюджетную поддержку убыточного актива, в департаменте не исключают, что муниципалитет может получить федеральные средства в рамках софинансирования обновления автобусного парка города. По данным областных властей, в 2009–2010 годах федеральный бюджет софинансировал закупку городского транспорта, выделив региону более 700 млн руб. субсидий. В 2012 году, если Минрегион РФ возобновит программу, региональное правительство также готово в ней участвовать в интересах Нижнего Новгорода. Выполнять обязательства по компенсации автопредприятию выпадающих доходов от перевозки льготников область также не отказывается (в 2009 году региональное правительство компенсировало филиалам НПАТ в Нижнем 468,5 млн руб., в 2010 году — 451,8 млн руб., в первом полугодии 2011 года — 279,9 млн руб.).
Тем не менее изношенный парк городской автобусной сети и убыточность его работы вызывают серьезные опасения у депутатов городской думы, которым на будущей неделе предстоит согласовать прием активов НПАТ на баланс города. По словам председателя комиссии гордумы по транспорту и связи Алексея Гойхмана, действующие нормативы предусматривают ежегодное обновление не менее 20% автопарка, что приведет к дополнительной нагрузке на горбюджет. «Согласно нормативам, сейчас перед городом встанет задача ежегодно закупать по 150–200 новых автобусов, а это около 1 млрд руб.», — поясняет заместитель главы города Дмитрий Бирман. По его данным, более чем из 800 автобусов, работающих на городских социальных маршрутах, около 80-ти «не на ходу», а остальные очень изношены, так как закупались единовременно. В целом же, по оценкам господина Бирмана, ежегодно дополнительные расходы городского бюджета на обслуживание нового муниципального предприятия составят порядка 1,8–2 млрд руб.: ежегодно областное правительство компенсирует филиалам НПАТ в Нижнем порядка 800 млн руб. убытков. «Новые расходы лягут на городской бюджет тяжким бременем, если не будет софинансирования со стороны правительства. Будем смотреть проект городского бюджета на 2012 год, может быть, бюджет разгрузится передачей на областной уровень учреждений здравоохранения», — добавляет депутат Роман Буланов.
Как работает «Нижегородпассажир-автотранс» в Нижнем Новгороде
Парк трех филиалов НПАТ в Нижнем Новгороде составляет 826 автобусов, численность сотрудников — 4,26 тыс. человек. В среднем городские филиалы ГП ежедневно обслуживают около 464 тыс. пассажиров, в месяц пассажиропоток составляет свыше 14 млн человек....
При этом в гордуме признают, что передача НПАТ на уровень города необходима для развития городской транспортной сети и создания единой транспортной системы, как это произошло в других крупных городах России: «Это позволит упорядочить частные перевозки, сделать замеры пассажиропотоков и более эффективно использовать их при разработке маршрутов, чтобы они были более прибыльными, а также разработать новую схему движения транспорта с учетом введения в 2012 году станции метро „Горьковская“. Кроме того, можно будет разработать и выпустить единый проездной билет на все виды транспорта», — рассказывает Дмитрий Бирман. По его прогнозам, вопрос с передачей имущества НПАТ в муниципальную собственность депутатам предстоит решить в течение сентября-октября, так как в ноябре на рассмотрение думы уже будет вынесен проект бюджета-2012.
Анна Павлова
http://kommersant.ru/doc/1772101
Все новости