10.05.2012 В июле 2008 г., когда в области стартовала целевая программа «Покупай нижегородское», местных продуктов в магазинах было только 16%, сейчас, по словам губернатора Валерия Шанцева, — почти две трети. «Местные товары — это отсутствие накруток на посредников и логистику», — цитирует губернатора его пресс-служба. К концу года чиновники рассчитывают довести долю местной продукции до 80%. (В 2011 г. ее, по данным областной администрации, произведено на 75 млрд руб.; задача распространяется на все продукты, кроме гречки, пшена, риса, сахара, соли, рыбы, фруктов и др., которые в области не производятся, пояснил сотрудник пресс-службы.) Бывший министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг области Василий Казаков в прошлом году обещал покорить рубеж в 80% к началу 2012 г.
Две правды
По некоторым продуктам план уже выполнен и перевыполнен, рассказывает сотрудник пресс-службы. Так, доля молочной продукции и яйца куриного нижегородского производства — около 80%, а картофеля — 100%. Нижегородские производители, продолжает он, обеспечивают потребность жителей области по молоку более чем на 70%, по яйцу — на 132%, по картошке — на 120%.
Пока представитель областной администрации отчитывается о сверхплановой картошке местных производителей, генеральный директор агрофирмы «Борская» Лев Ситников рассказывает, что в область ее «фурами завозят» из других стран, например из Белоруссии и Израиля. И это несмотря на то, что 2011 год «выдался урожайным [на картофель]». В 2011 г. «Борская» продавала картошку по 3 руб. за 1 кг при стоимости в торговых сетях от 9 руб., жалуется Ситников. Бывший чиновник областного минсельхоза, покинувший госслужбу в этом году, добавляет, что многие местные производители в прошлом году отказались продавать картошку, потому что оптовики предлагали цену ниже себестоимости — 3-3,5 руб. за 1 кг, оказалось выгоднее пустить ее на сев. А зарубежные аграрии могут продавать картофель по такой цене благодаря государственным дотациям, в несколько раз превышающим те, что получают российские производители, пояснил он.
Доля местных производителей с 2011 г. не изменилась и составляет 30-40% по разным видам продукции, говорит менеджер по PR «Ленты» (в Нижнем Новгороде работают два гипермаркета) Яна Могилева. По ее словам, компания заинтересована в росте доли нижегородских товаров, если их производители смогут гарантировать большие объемы поставок и высокое качество продукции.
Менеджер другой федеральной торговой сети магазинов рассказал, что у них нижегородских продуктов не больше половины. «Нам зачастую неудобно работать с местными производителями, которые не могут ни дать нужного объема, ни поставлять продукцию своевременно, ни гарантировать стабильный уровень качества», — объяснил он.
Программы, подобные той, что предложили нижегородские власти, наносят вред и местным производителям, и крупным ритейлерам, убежден управляющий партнер Management Development Group (сети магазинов «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко. «Спрос на товары должны определять предпочтения покупателей, а не административный ресурс местных властей. Получается, что ритейлеров просто ломают об колено. Беда в том, что сейчас в России местные производители в большинстве своем не могут работать в соответствии с требованиями крупных торговых сетей ни по одному из параметров (качество, объем, цена, упаковка, своевременность доставки и др.) и, что хуже всего, не хотят развиваться. Ритейлеры вынуждены пускать на свои полки далеко не лучшие товары под давлением местных чиновников», — комментирует Потапенко.
В условиях, когда федеральные сети занимают до трети нижегородского розничного рынка, увеличить долю местной продукции «в принципе проблематично, а для 25-30%-ного роста вообще нет никаких предпосылок», — считает эксперт «БКС экспресса» Богдан Зыков. По его оценке, даже с учетом господдержки и прочих усилий властей речь может идти о 4-5%. С 2008 г. чиновники использовали свой административный ресурс — он уже «заложен в достигнутых показателях», добавляет эксперт. Ему кажется странной «сама постановка задачи по достижению доли в 80%», поскольку «наиболее важным для экономики региона являются абсолютные цифры по росту производственных показателей местных производителей».
Владелец сети «Калинка» (21 магазин в области) Александр Степанов прогнозирует, что в ближайшие годы доля нижегородских производителей будет даже снижаться: «Федеральные сети постоянно открывают в области новые магазины, предпочитая работать с федеральными производителями, а не с местными».
Плата за вход не исчезла
Крупные ритейлеры предпочитают работать с крупными компаниями, федерального или транснационального уровня, а с мелких местных производителей стараются брать мзду, обходя действующие законодательные запреты на «входные бонусы», говорит Зыков. Цена входа для местных производителей может измеряться в сотнях тысяч долларов, знает он.
Управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев указывает на то, что запреты на взимание бонусов с производителей прописаны в ст. 13. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (коротко — закон о торговле). «Несмотря на это, и сейчас сетевые компании имеют вполне легальный способ увеличить доход за счет производителей, заключая с ними договор возмездного оказания услуг, перечень которых фактически зависит от фантазии ритейлера», — объясняет юрист. В частности, речь может идти об оплате поставщиком услуг по обработке товара, мерчандайзингу, проведению промоакций, установке оборудования поставщика, выкладке товара в определенной зоне, консультированию потребителей в месте размещения товаров, оказанию поставщику информационных услуг (например, предоставление данных о динамике розничного и/или мелкооптового товарооборота в торговых объектах торговой сети) и т. п.
Зачастую все сводится к банальной взятке менеджеру торговой сети, добавляет Зыков.
Хотят в сети
Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг уверен, что присутствие на полках крупных торговых сетей выгодно далеко не всем производителям: «Ритейл — чрезвычайно высококонкурентный бизнес. Торговые сети борются между собой прежде всего уровнем цен и для этого требуют выгодные условия от производителей и поставщиков, что, в свою очередь, снижает выручку и рентабельность производителей». Крупные ритейлеры, ориентированные на массовую аудиторию, как правило, работают с очень маленькой маржей — не более 3-7%, в противном случае они теряют конкурентоспособность, считает эксперт из «БКС экспресса» Зыков.
«Продвижение нижегородских товаров сдерживает нераскрученность многих [местных] брендов», — говорит вице-президент агрофирмы «Птицефабрика «Сеймовская» (в 2011 г. выпустила 1,1 млрд шт. яиц, на 200 млн шт. больше, чем в 2010 г.) Артур Холдоенко. По его словам, «жалобы многих нижегородских производителей, что [торговые сети] им выкручивают руки», — лишь проблемы переговорного процесса крупных ритейлеров и местных компаний. «Мы присутствуем во всех федеральных сетях, так как даем им большие объемы продукции, поставляем ее своевременно, не жалеем денег на рекламу и маркетинг», — говорит Холдоенко. Он убежден, что попасть в сети выгодно — можно зарабатывать на больших объемах продаж.
Генеральный директор дзержинского мясокомбината «Дэмка» Алексей Костюнин отмечает, что «в структуре продаж рынка в 2011 г. сохранилась тенденция усиления сетевых розничных магазинов практически всех форматов — гипер- и супермаркетов, магазинов “у дома”, дискаунтеров». По его словам, в прошлом году «Дэмка» продавала в сети 52% продукции. Однако Костюнин опасается, что развитию их бизнеса помешает низкий уровень обеспеченности области мясом (45%, по данным нижегородского минсельхоза). «Привозное мясо значительно дороже, а оно составляет до 80% в себестоимости производства колбасной продукции и мясных полуфабрикатов», — объясняет он. В этом году, говорит Костюнин, проблема встанет особенно остро, поскольку в области из-за угрозы заражения африканской чумой свиней пришлось уничтожить часть поголовья.
Сейчас доля мясной продукции на нижегородских прилавках составляет 35%, говорит чиновник минсельхоза.
Господдержка
В этом году финансирование АПК из областного бюджета по целевой областной программе «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008-2012 гг.» (см. врез) возрастет с 2 млрд до 3 млрд руб., сообщил чиновник минсельхоза. По его словам, это увеличит долю прибыльных хозяйств с 75 до 90%. Общий объем реализации программы на 2011-2012 гг. — 41,4 млрд руб.
Чиновник рассказал, что сельхозпроизводители области получают денежные компенсации на приобретение современной техники, субсидии на закупку семян и реализованную продукцию собственного производства.
Правительство области компенсирует сельхозпроизводителям ставки по кредитам на покупку сырья, техники и оборудования, а также выплачивает по 2 руб. за каждый литр проданного молока всем хозяйствам, 4 руб. — тем, кто реконструирует животноводческие фермы, и 5 руб. — тем, кто строит новые животноводческие комплексы, сказано в ответе пресс-службы губернатора «Ведомостям».
Однако, например, той же «Борской» областные льготы дали лишь 10% экономии от общих трат за прошлый год, утверждает Ситников. При этом, по его словам, в 2011 г. на 6% выросли отчисления по налогам, так что денег на развитие все равно не осталось. «Большинство сельхозпроизводителей в области закредитованы и вынуждены думать не об увеличении производства и его модернизации, а о выживании, а помощь государства мизерная», — продолжает он. По его словам, компания в 2011 г. получила из федерального бюджета лишь 55 руб. на покупку минеральных удобрений на каждый гектар засеваемой площади: этого хватило лишь на покупку 1 кг удобрений на 1 га, а нужно было минимум 200 кг.
Доступно не всем
В 2011 г. предприятиям области, участвующим в реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков на 2008-2012 гг.», выдано 5 млрд руб. на субсидирование процентной ставки из средств областного бюджета, в том числе на короткие кредиты — 3,9 млрд руб., инвестиционные — 1,1 млрд руб., сообщила пресс-служба губернатора.
Модернизировать производство и развиваться нижегородским компаниям помогают кредиты, говорит гендиректор нижегородского хлебозавода № 2 Галина Пляскина. По ее словам, за счет погашения областью части процентной ставки компания фактически платит по кредитам 2-5% годовых. «Попасть в реестр предприятий, которые могут рассчитывать на компенсацию части ставки по кредиту, непросто. А если кому-то посчастливилось, нет гарантий, что банк одобрит заявку на кредит», — сетует директор одного из сельхозпредприятий области.
«Сейчас процент отказа по заявкам сельхозпредприятий высокий. Банки не готовы открывать линии для предприятий с нестабильными финансовыми показателями (а таких в сельскохозяйственном секторе очень много) без дополнительных гарантий со стороны государства. При этом желающих получить гарантии в области на данный момент значительно больше, чем тех, кто их получает», — признает менеджер филиала федерального банка в Нижнем Новгороде.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/280424/skolko_nuzhno_nizhegorodskogo#ixzz1uSjokkYT
Все новости