26.06.2006 К 2008 году в Нижнем будет построено более 30 торговых центров. Хватит ли на них покупателей и продавцов? Ситуацию анализирует руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим НОСОВ.
— К концу этого года общая цифра торговых площадей составит порядка 670 тыс. кв. м (если считать вместе с площадью Mega Moll в Кстовском районе, открытия которого все ждут уже 19 октября). Это почти в два раза больше, чем четыре года назад, причем за это время торговая площадь в городе удвоилась в основном именно за счет ТЦ.
Надо отметить, что такая сумма торговых площадей — цифра непростая. Как показывает практика, именно общая площадь в 700 тыс. кв. м в российских городах-миллионерах, таких как Самара, Казань, Екатеринбург, является порогом первоначального насыщения. До этого момента шло экстенсивное развитие рынка, элементарно не хватало площадей, они мгновенно заполнялись, арендные ставки росли. Теперь наступает пора серьезной конкуренции. Более того, очевидно, что в ближайшие годы рынок в Нижнем Новгороде будет перегрет.
Сейчас доля ТЦ в городе — чуть более половины всех торговых площадей. К концу года эта доля приблизится к 60%. Тем не менее пока еще есть целые районы, где торговых центров нет: скажем, Кузнечиха I.
Пока арендные ставки дружно растут у всех. Ждем появления сильной дифференциации и постепенного перехода с взимания фиксированной платы на процент от оборота.
Дебюты года
— Торговый центр “Золотая миля” в центре Сормова, открывшийся 27 мая, оценивать рано, поскольку он еще не заполнен. Распахнувший свои двери в феврале ТЦ “Муравей” по пр. Ленина пока тоже не заполнен, но по причине проблем строительного характера. Но и тот и другой центры актуальны, хотя они совершенно разные.
Многие критикуют “Муравей”. А я считаю, что такие ТЦ демократичного типа с очень маленькими отделами (концепция не вечная, но вполне жизнеспособная на много лет, до тех пор, пока в России не появятся универмаги) нужны. Более того, их не хватает — ведь предпринимателей выгоняют с рынков и им элементарно нужно куда-то уходить. Правда, озвучено и намерение создать ОАО с целью последующего открытия собственного торгового центра. К этой идее я отношусь скептически, поскольку на своем веку был неоднократным свидетелем обещаний создать собственный “общинный бизнес”. Увы, благие намерения так и оставались намерениями.
Мартовское открытие ТЦ “Перекресток” по ул. Переходникова на Автозаводе — второй очень успешный пример торгового центра микрорайонного масштаба (первым стал “Евроспар” в Щербинках).
Как оценить ТЦ “Созвездие” на Сормовском шоссе (первоначально названный “Оазисом”)? Он открылся в последние дни года прошлого, но разговор о нем важен в контексте нашей темы. С моей точки зрения, это как раз пример непонятно-невнятного, а потому и не очень успешного решения. Как пример отмечу только одну деталь: вывеска с названием самого ТЦ на нем гораздо меньше по размеру, чем вывеска якорного арендатора — супермаркета “Перекресток”. Соответственно якорь, может быть, еще работает неплохо, но арендаторы самого “Созвездия” не слишком довольны — покупатели элементарно не воспринимают этот объект как место для совершения каких-либо покупок (кроме продуктов).
Как поменяется картина местности в связи с приходом “москвичей”? Объявлено очень много проектов, даже глаза разбегаются. Из ближайших серьезных, “знаковых” новых и интересных проектов все внимательно ждут Park House в парке Дубки. Это крупнейший и самый опытный региональный девелопер в России, его проекты неизменно успешны.
Процент и рецепт успеха
— Каков процент качественных ТЦ? Если считать качественными ТЦ те, которые настолько удачно расположены, спроектированы и управляются так, что в ближайшие годы не потребуют никаких изменений, то их можно пересчитать по пальцам.
А как стать качественными? Пока более успешны те, кто сделал ставку на привлечение в Нижний Новгород федеральных брэндов. Вообще, работа с национальными брэндами сильно дисциплинирует: каждый из них предъявляет целый комплекс требований. И если их учитывать и исполнять начиная с этапа проектирования, то плохо получиться не должно.
Но арендаторов для ТЦ катастрофически не хватает! Считайте сами: в приличный торговый центр нужно набрать их порядка 120. Чтобы они подходили друг другу по концепции, нужно выбирать как минимум из 500. А в Нижнем и близко нет такого количества цивилизованных компаний-арендаторов! Поэтому можно видеть, что ТЦ всеми силами стремятся привлечь общенациональные розничные компании, а также выступают в качестве катализаторов франчайзинга, заставляя нижегородских предпринимателей покупать франшизы.
Сколько еще торговых центров съест Нижний?
— Съест еще очень много. Да, все понимают, что рынок будет перегрет. Но это не значит, что девелоперы не берутся за новые проекты. Каждый новый проект при грамотном подходе будет успешен и прибылен. Так что их построят еще очень много, география города это позволяет. А проблемы будут не у вновь строящихся центров, а у старых, не сумевших найти свое место под солнцем.
Как поменяется расстановка сил после открытия 19 октября Mega Moll, осеннего открытия “Мосмарта”, открытия в конце года объекта на ул. Родионова (коим станет OBI)? Серьезно изменятся три рынка — мебельный, Home Improvements (бытовых товаров) и DIY (Do It Yourself — формата “сделай сам”). На другие секторы рынка открытие Mega Moll, “Мосмарта” и OBI кардинальных изменений не принесет. Это изменения с точки зрения покупателей.
С точки зрения торговых центров как бизнеса, конечно, все смотрят на Mega Moll. Однако, на мой взгляд, это весьма сложный и рискованный проект. До ближайшего жилья — 10 км. Нижний Новгород не имеет такой пригородной зоны, как Москва, не имеет кольцевой автодороги. Смотрите, первый региональный опыт был в Казани — там Mega ближе к городу, но ее показатели после первого полугодия работы не слишком впечатляют: 100 тыс. посетителей в день (как в Москве) и близко нет, нет даже трети от этой цифры.
Впрочем, такая компания, как IKEA, может себе позволить закладывать в проекты совсем другие сроки окупаемости, даже дожидаться развития всей зоны Нижний—Кстово.
Каких форматов ТЦ не хватает?
До сих пор ТЦ не создают конкуренцию... тривиальному вещевому рынку! Та бутиковая торговля одеждой на площадях по 30—70—150 кв. м, что есть в существующих ТЦ, — совершенно отдельный сектор торговли.
Огромные перемены на рынке ТЦ произойдут, когда в России появятся крупные операторы формата универмагов и крупные outlet-операторы (большие операторы стоковых товаров).
Подготовила Елена ЦАРЕВА
Фото Вячеслава СЕННИКОВА
Все новости