25.11.2006 Торговая недвижимость
В течение последних лет рынок торговых площадей в Нижнем Новгороде является наиболее активно развивающимся сегментом рынка коммерческой недвижимости. В городе насчитывается примерно 2,7 тыс. магазинов общей площадью до 430 тыс. кв. м, из них 160 тыс. приходится на долю 20-ти торговых центров.
Традиционно стабильным спросом пользуются помещения площадью 70-100 кв. м, расположенные в центральной части города. Однако, как отмечают аналитики-риэлтеры, с приходом московских компаний увеличился спрос и на помещения большей площади, от 300 кв. м и выше. В новых торговых центрах наиболее востребованы площади на первых этажах, и разница в цене между этажами достаточно существенна.
Средняя доходность инвестиций в торговую недвижимость Нижнего Новгорода в настоящее время оценивается на уровне 38%. Эксперты прогнозируют, что увеличение предложения может привести к снижению неоправданно высоких арендных ставок и тем самым доходность от инвестиций в торговую недвижимость существенно снизится. По данным консалтингового центра «Миэль-Недвижимость», стагнация спроса ожидается уже через 2 года, однако аналитики «НижБизнесКонсалтинга» прогнозируют, что уровень заполняемости торговых центров, действующих на рынке в течение длительного времени, останется высоким и составит порядка 95-98%.
В 2005 году в Нижнем Новгороде было введено в эксплуатацию 207 магазинов и торговых центров общей площадью 35,5 тыс. кв. м. В планах на 2006-2007 годы анонсировано строительство 150 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Офисная недвижимость
Общая площадь офисного фонда Нижнего Новгорода оценивается на уровне 1,5 млн кв. м, которые расположены более чем в 2 тыс. зданий, как специализированных бизнес-центрах и административных зданиях, так и на первых этажах жилых домов.
Сегодня в Нижнем Новгороде продолжает сохраняться дефицит высококлассных офисных помещений, о чем свидетельствует почти 100%-ное заполнение бизнес-центров «В» и «С» классов в центральной части города.
Наибольшим спросом у малого бизнеса пользуются офисные помещения от 20 до 70 кв. м, у представителей крупного бизнеса — от 200 до 600 кв. м.
Возрос интерес к покупке офиса, как для собственного бизнеса, так и для последующей сдачи в аренду. Цена продажи и арендная ставка наиболее чувствительны к местоположению и классности офисных помещений. Наибольшим спросом пользуются офисы в Нижегородском и Советском районах города. Средняя доходность инвестиций в офисную недвижимость Нижнего Новгорода оценивается на уровне 19,5%.
«Офисный центр сегодня дает доходность от 20-25% годовых, что в 3-4 раза доходней, чем сдача в аренду жилой квартиры», — говорит Александр Жилевский, директор ООО «Агентство «Выбор-Недвижимостью»
По данным Нижегородского центра научной экспертизы, сроки окупаемости бизнес-центров — от 4-5 лет для небольших зданий до 6-7 лет для крупномасштабных проектов. Еще недавно лидерами рынка были проекты по перепрофилированию административных и производственных зданий в бизнес-центры класса «С», сейчас же большая часть строящихся бизнес-центров позиционируется в классах «А» и «В». Перепрофилированные объекты становятся все менее востребованы рынком. Однако на рынке очень мало игроков, способных в одиночку поднять проект «с нуля». Поэтому аналитики «НижБизнесКонсалтинг» прогнозируют сохранение спроса на аренду площадей в офисных центрах в течение ближайших пяти лет на уровне 100%.
Кстати, на нижегородском рынке наметилась интересная тенденция. Несколько компаний-арендаторов «кооперируются» и возводят «свое» здание, переходя тем самым в разряд собственников.
В прошлом году было построено и реконструировано 6 зданий офисного назначения, общей площадью более 65 тыс. кв. м. В планах на 2006-2007 годы анонсировано строительство новых бизнес-центров и административных зданий общей площадью 120 тыс. кв. м, при чем все они позиционируются как офисы класса «А» или «В».
www1.abm.r52.ru
Все новости