Рынок Ивент - индустрии

02.11.2007
В последнее время рынок ивент-услуг стремительно набирает обороты. Причем передача услуг по организации и проведению праздничных мероприятий на аутсорсинг специализированным компаниям давно уже перестала быть прерогативой исключительно крупных корпораций. «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить последние тенденции развития этого бизнес-сектора в Нижнем Новгороде.


На сегодняшний день на нижегородском рынке ивент-услуг насчитывается порядка 100 агентств, которые в той или иной мере занимаются организацией мероприятий самого различного уровня. Среди этого множества компаний можно выделить только порядка 10, которые профессионально занимаются организацией праздников и специальных событий. Именно они в разной пропорции делят между собой большинство заказов.

«В последние два-три года все больше рекламных и PR-агентств стали дополнять спектр своих услуг организацией корпоративных мероприятий и презентаций, — говорит Светлана Миневцева, проект-менеджер студии «Сюрприз». — Основную же массу рынка на сегодняшний день составляют мелкие фирмы и, так называемые, компании-однодневки, поскольку порог входа относительно невысокий и достаточно большое число компаний не готово выделять крупные бюджеты на организацию качественных мероприятий».

Елена Шершакова, директор агенства «Мастерская праздника Татьяны Царёвой» отмечает, что большой конкуренции пока не ощущается. «При видимом большом количестве агентств, каждый работает в своем сегменте рынка. Мы, например, в основном сотрудничаем с солидными компаниями. Точное количество игроков трудно сосчитать, поскольку нет ощущения, что нам «дышат в спину». Мы занимаемся собственным развитием, двигаемся вперед, разрабатываем новые проекты и работаем не с оглядкой на другие агентства, а с ориентацией на нашего клиента».

«Действительно, в количественном смысле конкуренция в Нижнем Новгороде велика, однако фирм, которые готовы предложить клиентам эксклюзивные творческие наработки и качественную организацию очень мало, — считает Дмитрий Большаков, организатор торжеств от творческой лаборатории «Город мастеров». — Поэтому можно сказать, что конкуренция не настолько велика, чтобы бороться за каждого клиента. Например, наша творческая лаборатория уникальна тем, что у нас собственные коллективы».

«На данный момент существующее количество игроков оптимально соответствует спросу, — утверждает Евгений Демидов, генеральный директор творческого объединения «АРТ-Союз». — Но есть характерные особенности нижегородского рынка. Так, особо крупные организации зачастую приглашают для организации своих мероприятий москвичей. Или есть проекты, реализующиеся в ряде городов России по готовой программе московских агентств, которые в свою очередь в нашем городе нанимают сотрудников только для исполнения. Или возможен другой вариант — приезжает целый тур, и в Нижнем Новгороде не нанимается никто».

Перспективные

направления

Каждое агентство в зависимости от позиционирования определяет для себя наиболее перспективные направления. Для одних агентств — это организация свадеб, для других — корпоративные мероприятия, для третьих — крупные городские проекты.

«Выбор направления определяется не путем жесткого анализа рынка, а сама жизнь подсказывает, куда двигаться, — считает Елена Шершакова. — Для компаний, которые только выходят на рынок, наверно, целесообразно провести некий мониторинг и понять, в каком сегменте им лучше работать: с частными лицами, вести свадьбы или проводить презентации. Наши клиенты — это уже сложившиеся серьезные компании (90% наших проектов), частные мероприятия — оставшаяся небольшая часть, но опять же эксклюзивного характера, с большими бюджетами. Для компаний — это мероприятия для развития бизнеса, не только корпоративные, но и презентации, торжественные открытия, которые требуют разработки более креативных, постановочных моментов, а не просто банального подбора артистов в программу».

Как и на любом рынке, всегда есть ниши, которые пока никем не заняты. «Мы их приметили, но тайны выдавать не будем, — говорит Елена Шершакова.

«На сегодняшний день в Нижнем Новгороде ни одно из агентств не специализируется на проведении протокольных мероприятий», — замечает Светлана Миневцева.

Евгений Демидов считает, что этим никто не занимается, потому что «протокол», как таковой, отсутствует даже в Администрации. «Если нашему творческому объединению дают заказ на торжественное мероприятие, то оно обычно делится на две части: утро — в «красном» уголке предприятия проходит торжественная часть, с речами и награждениями, а вечером — развлекательная часть. А такого, чтобы было только торжественное мероприятие, нет, — говорит он. — Мы часто сталкиваемся с тем, что даже когда делаем что-то для Администрации, обращаемся к ним, чтобы узнать «протокол». А его нет как такового. Очень тяжело подготовить даже такой момент как последовательность выхода чиновников. Буквально за полчаса до начала мероприятия ведущему сообщают: этот не пришел, вместо главы района приехал его заместитель и т. д.А их уже в одной группе не пригласишь выйти на сцену. Поэтому «протокол» получается довольно сумбурный».

Есть мнение, что самое перспективное направление ивент-бизнеса — корпоративные мероприятия. «Такие мероприятия запоминаются и действительно формируют лояльность сотрудников, однако компаний, которые готовы тратить на это деньги, немного — примерно 5% от общего количества», — говорит Евгений Демидов.

А Дмитрий Большаков уверен, что если ивент-компания обладает в достаточной степени креативным мышлением, то любое направление станет для нее перспективным.

Также можно отметить, что ни одно агентство не предлагает проведение этнических свадеб, например, еврейских, татарских или кавказских (азербайджанских, грузинских и т. д.). Хотя, как известно, именно эти нации не жалеют денег на бракосочетание и количество гостей порой превышает 500 человек.

Внесезонный бизнес

Принято считать, что рынок ивента имеет определенную сезонность. Есть три пиковых момента: декабрь — предновогоднее время, лето — период выездных корпоративных мероприятий и сентябрь — начало нового бизнес-сезона. Потому можно в один месяц сидеть без работы, а в другой — проводить несколько десятков мероприятий и разрываться между ними.

Но в последние несколько лет для крупных компаний ивент-рынок перестает быть сезонным. Планово работающее агентство обеспечивает себя заказами в течение всего года.

«Лето — горячая пора для свадебных торжеств, мероприятий городского масштаба, открытых концертов, теплоходов, — говорит Дмитрий Большаков. — С сентября начинается другой сезон. Это пора презентаций, банкетов, вечеринок. Далее начинаются новогодние праздники. Например, у нашего коллектива нет какого-то конкретного сезона и тем более затишья в работе. При этом мы регулярно гастролируем по стране».

«Подводные камни» для новичков

«Первая проблема, с которой может столкнуться инвестор — это команда, в которую нужно будет вкладывать деньги, — говорит Елена Шершакова. — При кажущемся огромном количестве агентств профессионалов не так много. К сожалению, пока мало специалистов с профессиональным образованием. Многие думают, что если они организовали несколько небольших мероприятий, то значит — они состоявшиеся ивенторы, и любые мероприятия им по плечу. Я не придерживаюсь этого мнения! И занимаясь 15 лет организацией различных мероприятий, и даже имея профессиональное образование, думаю, что нужно постоянно стремиться к получению новых знаний в этой области, чтобы развиваться и расти. Большинство опытных ивенторов сами руководят агентствами, они дорожат своим именем, опытом и репутацией и вряд ли согласятся на условия инвестора. Свобода и собственные заслуги, в данном случае, дороже. А вкладывать средства в некомпетентную команду — деньги на ветер». Начало любого бизнеса — это риск, поэтому лучше постепенно самому входить в этот рынок и расти вместе со своей командой.

«Не пытайтесь заработать всех денег сразу! — советует Дмитрий Большаков. — Сначала вам придется работать на свою репутацию, и только потом уже работать на себя».

Важна прямая связь с заказчиком, без посредников. «Когда рассказываешь свою идею среднему менеджеру, который потом идет к начальству с написанным сценарием в руках, но он дает свое видение, без тех эмоций, с которыми мы рассказали ему, а может и просто положить сценарий на стол», — предупреждает Евгений Демидов.

Цена выхода

на рынок

Светлана Миневцева считает, что для создания собственного агентства надо не так много средств. «Купите телефон, чтобы звонить клиентам, красивый блокнот или компьютер, чтобы фиксировать мысли, сшейте пару костюмов (Деда Мороза и Снегурочки или клоунов), заплатите госпошлину — и вы уже на рынке. Появившись к сезону (например, к Новому году), компания легко окупит подобные нехитрые вложения. Вопрос лишь в том, что делать, когда время «легких денег» закончится, — продолжает она. — Ежегодно такими образом появляется не один десяток «компаний», готовых добиться, как минимум, регионального господства. Как правило, первый год работы для подавляющего большинства из них становится последним. Развлекательный бизнес только кажется очень легким. Нельзя одновременно профессионально заниматься организацией корпоративных мероприятий, дней рождений для всех возрастов, презентаций, свадеб, детских праздников, а в свободное время еще и протокольных мероприятий с участием первых лиц государства. В этом кроется главная ошибка многих компаний-новичков. Поэтому, прежде чем входить на этот рынок, нужно его как следует изучить и понять, какую именно нишу компания планирует занять».

Елена Шершакова соглашается: «Нужно не так много, чтобы открыть агентство. Цена вопроса — от $50 тыс. А как развиваться, отбивать эти бюджеты и зарабатывать деньги — другой вопрос».

«Это может быть и $1 тыс., и более, — говорит Дмитрий Большаков. — Это зависит от того, с какими амбициями вы выходите на этот рынок. Если собираетесь заниматься организацией общегородских праздников, то в вашем арсенале должны быть не только профессиональные сценаристы, менеджеры, команда артистов и промоутеров, но и соответствующее оборудование. А вот оно стоит дорого. А если ваша компания собирается заниматься организацией и проведением банкетов и свадеб, то вашей компании не нужен многочисленный штат сотрудников и большое количество технического оборудования. В таком случае вам достаточно иметь хорошего менеджера, который умеет работать с заказчиками и знает базу артистов, и своего ведущего».

Залог успеха —

профессиональные кадры

Маловероятно, что в мире существует какой-либо рынок, где решена проблема с кадрами. В этом смысле ивент ничем не отличается от других бизнес-секторов. Здесь также стоят два основных вопроса: где найти и как удержать.

«Сотрудниками нашей студии становятся либо выпускники нашей же школы аниматоров, которые отработали в этом бизнесе определенное время, узнали и поняли его специфику, либо (что бывает гораздо реже) люди «со стороны», подбор которых осуществляется в первую очередь на основании личных качеств, — говорит Светлана Миневцева. — Высших учебных заведений, которые бы готовили специалистов в области организации праздников и специальных событий, пока не существует. В последнее время растет число различных краткосрочных курсов и тренингов, где можно получить информацию по определенному направлению. Но стать профессионалом в области ивента, можно только работая в нем. Здесь дело обстоит так же, как с любой творческой профессией. Можно научить ведению проекта, но нельзя научить самостоятельности и инициативности — качествам, без которых невозможно стать ивент-менеджером. В данном случае личные качества, такие как коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, играют решающую роль».

А Елена Шершакова считает, что профессиональное образование должно быть обязательно. «Многое зависит от уровня мероприятий, которыми вы хотите заниматься: если детскими праздниками — тогда не стоит идти учиться в академию культуры или в школу известного ивентора, но начальные знания никогда не помешают. Важно то, на какого клиента вы ориентируетесь: если это люди небольшого достатка, то востребован будет продукт и не самого высокого уровня, а если на состоятельных людей, то обязательно будет поставлен вопрос о вашем образовании, опыте и заслугах. Ключевые позиции при управлении ивент-проектами должны быть «прикрыты» своими людьми, а узких специалистов в каждой области выгоднее привлекать на отдельные проекты».

Дмитрий Большаков отмечает, что человек, который занимается организацией праздника, сам должен быть «ходячим праздником», фанатиком своей работы: «Иногда личные качества могут идти впереди специального образования. Но, конечно же, специальное образование необходимо для грамотной работы в этой сфере. И если эти два качества соединяются в одном человеке, то это просто находка для нашего бизнеса».

По мнению Светланы Миневцевой, кадровую политику необходимо просчитывать заранее. «Как правило, в штат компании входят проект-менеджеры, иногда дизайнер и еще реже костюмер и звукорежиссер, — говорит она. — Все остальные сотрудники приглашаются менеджером под конкретный проект в зависимости от его целей, задач и бюджета. Для того чтобы проект был выполнен на высоком уровне, на нем должна работать команда профессионалов. Составляющие ивент-бизнеса: техническое обеспечение (световое, музыкальное, мультимедийное оборудование), спецэффекты (лазерное, пиротехническое шоу), оформление (шары, флористика) и т. д. Ивент-агентство не должно и не может быть профессионалом во всех областях. Поэтому грамотнее отдавать часть услуг на аутсорсинг».

Привлечение конкретных специалистов для работы на мероприятии — это стандартная процедура. Например, невыгодно держать у себя в штате 20-30 аниматоров, их дешевле приглашать на большие мероприятия.

План действий:

собственный

или заказчика?

Работа с клиентом начинается с определения целей и задач, которые ставятся перед мероприятием. «Иногда заказчик уже имеет определенное видение будущего мероприятия, но чаще идея рождается в результате переговоров, — отмечает Светлана Миневцева. — На основании идеи, целей и задач разрабатывается концепция. После утверждения клиентом концепции и временного графика, пишется сценарий — документ, по которому работает ведущий на мероприятии, где дословно прописано все, что планируется провести в течение отведенного времени».

Елена Шершакова говорит, что все зависит от проекта. «Есть мероприятия, которые уже креативно разработаны (подобных — не более 5%), и мы занимаемся только реализацией проекта, его техническим оснащением. Например, если это открытие нового гипермаркета федерального масштаба, есть уже отлаженная система, по которой они открываются в каждом городе, и есть уже определенный сценарный план. Детали, подрядчики, техническое оснащение, координация, планирование лежит на нас. Как правило, это высокобюджетные проекты, проходящие по единой схеме, по единому, отработанному стандарту. Обычно большинство проектов мы разрабатываем сами, и креатив, и механику проекта, и все детали, но в плотном сотрудничестве с клиентом, согласовывая с ним технические моменты, и ориентируясь на поставленные задачи (какая целевая группа, что должны получить на выходе, какой эффект)».

«Такое, что клиент пришел со своими идеями — это просто сказка для организатора. Это бывает очень редко», — отмечает Дмитрий Большаков.

Продвижение

по правилам

Понятно, что как только откроется новое агентство, клиенты не пойдут один за другим. Необходимо хотя бы, чтобы о нем узнали. Обычные способы рекламы в СМИ вряд ли здесь подойдут.

Дмитрий Большаков говорит, что самое эффективное продвижение такого рода услуг — это репутация. «Потому что, сколько бы вы не делали рекламных компаний вашей организации, люди все равно будут интересоваться о вас у своих знакомых».

«Мы не так часто рекламируемся, есть, например, компании, которые просто не сходят с ТВ-экранов, но их организация мероприятий оставляет желать лучшего. У таких игроков всегда новые заказчики, реклама может привлечь новых клиентов, но не сможет удержать старых и сделать их постоянным, — говорит Евгений Демидов. — У нас это не принято, мы стараемся, чтобы сведения о нас переходили по «цыганской почте». Одному понравилось то, что мы организовали, он посоветовал другому. Именно таким способом к нам пришло около половины наших клиентов. Главное, что через это пришли самые крупные клиенты».

Ценообразование

Естественно, что вложенные средства необходимо окупать и желательно, как можно быстрее.

Елена Шершакова говорит, что ценообразование зависит от нескольких факторов: от инфраструктуры агентства, насколько оно развито, сколько оно вкладывает в свое развитие, обучение сотрудников, наращивание технической базы, оснащение офиса, сколько сотрудников состоит в штате. Хотя платежеспособность клиента также принимается во внимание, но в целом именно от внутренней политики агентства зависит, насколько высока стоимость его услуг.

«У всех крупных ивент-компаний фиксированный гонорар — 15-20% от общего бюджета мероприятия», — отмечает Светлана Миневцева.

«Все зависит от бюджета и направления мероприятия, — уверен Дмитрий Большаков. — Ведь цена мероприятия зависит от того, чем оно будет наполнено. Если вам хочется фейерверк, то бюджет праздника автоматически увеличивается на 50-150 тыс. руб. Так как мы являемся сами артистами, то никаких процентов за свои номера мы не взимаем, только гонорар. А если к нам приходят лишь за качественной организацией торжественного мероприятия, то мы берем, как правило, 5-10% от бюджета».

Идея — это конечно хорошо, но даже самая оригинальная задумка будет провалена без должной организации. Но, с другой стороны, организация, прошедшая без сучка и задоринки, не скроет бездарной идеи. Креатив и непосредственно организация не отделимы друг от друга.

«К сожалению, у нас пока не не видят истинной ценности идей и не привыкли оплачивать их, — говорит Елена Шершакова. — Организовать могут многие, а придумать и разработать мероприятие — единицы. Для меня, как для профессионала в этой области, гораздо важнее мозги, сама идея, от которой идет все самое ценное. Если человек креативен, то он сможет и трансформировать уже существующие идеи таким образом, что получиться что-то неповторимое, и это гораздо важнее».

От воровства идей не застрахован ни один бизнес. Но на рынке ивент-услуг эта проблема стоит особенно остро. Многие крупные компании выбирают подрядчиков на проведение мероприятия с помощью тендеров. С одной стороны, тендер дает возможность определить наиболее подходящую компанию, оценить сильные и слабые стороны, а с другой — некоторые компании используют тендер только для сбора идей, которые потом реализуются силами компании-заказчика либо отдаются на исполнение наиболее дешевому подрядчику.

Но хочется отметить, что рынок развивается, и постепенно на нем устанавливаются общие правила игры, в том числе и этика поведения. И когда эти правила будут приняты ивент-агентствами и компаниями-заказчиками, рынок станет более цивилизованным, а игроки будут относиться друг к другу с большим уважением.

Прогноз на будущее

Елена Шершакова отмечает, что рынок ивент-услуг достаточно емкий. «Количество компаний может вырасти еще на треть, как минимум. Повысится востребованность услуг и, как следствие, их уровень. Если экономическое состояние в стране останется стабильным, то рынок увеличится. Мероприятия усложняются, постепенно необходимо будет разрабатывать такие детали, которым раньше не уделяли внимание».

«В ближайшие несколько лет рынок будет активно сегментироваться, — говорит Светлана Миневцева. — Мелкие игроки, поняв, что сотрудничество дает больше пользы, нежели конфронтация, будут объединяться или разрабатывать различные формы совместной работы. С повышением спроса на услуги придут новые технологии, и в результате клиенты будут получать более качественные и креативные ивенты».

«Сейчас на рынке много крупных сетевых компаний (сотовая связь, банки, ритейл). Соответственно, распределение бюджета и выбор подрядчика, как для рекламных, так и для корпоративных мероприятий, идет из головного офиса. И поэтому можно предположить, что в будущем на нижегородском рынке появятся крупные сетевые компании, занимающиеся ивент-услугами, — говорит Дмитрий Большаков. — Сейчас на нижегородском рынке услуг существует много людей, которые в одном лице представляют собой и ведущего, и организатора, и сценариста, и администратора мероприятия. И очень часто это приводит к тому, что он один ничего не успевает. Именно поэтому сейчас все ведет к тому, что профессионалы в разных отраслях объединяются в креативные центры. С нашей творческой лабораторией это уже произошло. Мы объединили мастеров своего дела вместе, и это нам позволяет организовывать мероприятия на высоком уровне».

«И все-таки останется много «диких» бригад, организующих мероприятия для массового потребителя, — считает Евгений Демидов. — Не все поднимаются на более высокий уровень, совершенствуются. Это касается и технического оснащения. Например, у нас в городе только четыре организации, которые занимаются предоставлением мобильных сцен, комплектов аппаратуры».

www.abm.r52.ru
Все новости