27.11.2007 Количество автомобилей в Нижнем Новгороде растет в геометрической прогрессии. А машины, как известно, не вечные и имеют свойство ломаться. Соответственно, при увеличении количества автотранспорта возрастает и спрос на услуги автосервисов. Есть ли смысл вкладывать в этот бизнес деньги или рынок уже насыщен? «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить последние тенденции данного бизнес-сектора в Нижнем Новгороде.
Необходимо сразу разграничить два направления рынка: дилерские автосервисы (техническое и гарантийное обслуживание новых автомобилей) и автосервисы, работающие на «вторичном» рынке. Между собой они практически не конкурируют: каждый сегмент имеет свои функции и своего потребителя.
«В Нижнем Новгороде автопарк растет, причем достаточно активно. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг», — говорит Илья Филатов, генеральный директор автоцентра Master car.
Бело-серая
конкуренция
«Если рассматривать рынок дилерских услуг, то у нас нет конкурентов, — убежден Борис Веселов, директор по развитию компании «Лаура Интерпласт». — Потому что мы единственный официальный дилер компании Subaru в Нижнем Новгороде. Соответственно, мы занимаемся только этими автомобилями. Клиентская база нашего сервиса на 90% состоит из автомобилей, проданных нашим салоном. Вообще, каждый работает в своем секторе. Так, например, автомобили Ford продают и обслуживают компании «Агат» и «Нижегородец».
«В структуре рынка автосервисов можно выделить несколько уровней: три «белых» и один «серый», — говорит Наталья Орлова, директор компании «Джейкар». — Первый уровень — это авторизованные автостанции. Работа ведется в четком взаимодействии с официальными дилерами и зарубежными автопроизводителями. К таковым относится наш автосервис. Сервисы этого уровня работают в структуре авторизованного дилера, специализируясь на конкретных марках. Если в городе несколько дилеров одной марки, как например, Censer-nn и «Центр-Авто» — официальные дилеры Opel и Сhevrolet — то конкуренция между сервисами таких дилеров, естественно, существует, но она, как правило, не является ценовой, поскольку представительства регламентирует ценовую политику на запасные части и стоимость работ».
Второй уровень — сетевые автосервисы. «Таковым можно считать «Бош-Авто-Сервис», но, на мой взгляд, сетевые автосервисы в Нижнем Новгороде развиты довольно слабо», — говорит Наталья Орлова.
Третий уровень — одиночные СТО. Они подразделяются на крупные, средние и более мелкие автосервисы. «Одиночные сервисные пункты не имеют аккредитации, что, однако, не мешает им составлять конкуренцию авторизованным компаниям: услуги те же самые, а цена услуг значительно ниже», — отмечает Илья Филатов.
И, наконец, четвертый уровень — «серый» — это мастера-индивидуалы или так называемые «гаражные сервисы». Данный вид деятельности совершенно закрыт для статистики и его только с большой долей условности можно назвать бизнесом — это, скорее, самозанятость. Однако в любом случае частники не могут соперничать с крупными и средними сервисами, поскольку для качественного выполнения работ нужна не только «золотые» руки, но и дорогостоящее оборудование, а соответственно, значительные вложения денег.
В целом для Нижнего Новгорода характерна ситуация, когда один и тот же автосервис может работать и с «Мерседесами», и с ВАЗовской продукцией.
Илья Филатов отмечает, что для российского автолюбителя главное — это уверенность в том, что, покупая новую иномарку, он делает выбор в пользу высокого качества. «При этом вопросы ее обслуживания остаются за скобками, после прохождения первого ТО автовладелец приходит к неутешительному выводу: у официальных дилеров дороговато. И, как правило, по истечению срока гарантии большинство владельцев автомобилей переходят на обслуживание в «средний» автосервис, где на 20%-30% дешевле».
«Гарантийный срок обслуживания автомобилей Subaru — 3 года. Во время гарантии клиент оплачивает только ТО автомобиля, остальные проблемы устраняются бесплатно. Если по истечению этого срока покупатели не продают автомобили, то в 80% случаев они продолжают обслуживаться у нас, — рассказывает Борис Веселов. — Для автомобилей, у которых истек гарантийный срок, у нас гораздо более низкий нормо-час на обслуживание».
Перспективные
направления
«На мой взгляд, наиболее быстроразвивающееся направление на рынке автосервисов — это кузовной ремонт. И такая тенденция не только в Нижнем Новгороде, но и в других крупных города, — отмечает Наталья Орлова. — Такое положение дел связано не только с ростом парка автомобилей, но и с развитием страхового бизнеса. Многие страховые компании заключают договора с официальными дилерами на техническое обслуживание, и при наступлении страхового случае клиент прямиком направляется к своему дилеру, который и осуществляет кузовной ремонт, а взаиморасчеты производит дилер со страховой компанией напрямую».
Илья Филатов соглашается, что кузовной ремонт на сегодняшний день является одним из самых перспективных. А Борис Веселов замечает, что в Нижнем Новгороде нет дилеров Volvo и, соответственно, дилерского автосервиса.
Абсолютно все дилеры предлагают такую услугу как дооборудование автомобиля. Однако со временем эта услуга стала менее популярна, так как практически все автомобили иностранного производства имеют необходимый набор опций. «Но говорить о полной невостребованности тюнинга не приходится. На услуги по доработке автомобиля до класса «люкс» клиенты есть всегда», — отмечает Илья Филатов.
«Наши автомобили продаются в достаточно богатой базовой комплектации. Но по желанию клиента наши специалисты могут установить любое дополнительное оборудование», — говорит Борис Веселов.
Дружба
со страховщиками
На страховом рынке к настоящему моменту уже определились крупные игроки, с которыми работают многие официальные дилеры. «Если дилер и страховая компания договариваются о совместном сотрудничестве, то дилер оказывает своим клиентам дополнительную услугу, предлагая страхование автомобилей, а страховая компания в свою очередь отправляет своих клиентов на кузовной ремонт к этому дилеру, предварительно согласовав стоимость работ и заключив договор на техническое обслуживание, — говорит Наталья Орлова. — В этом случае клиенты, как правило, исключаются из цепочки денежных расчетов, и дилер напрямую согласовывает смету ремонта со страховой компанией».
«В 95% случаев со страховыми компаниями работает наш кузовной цех, также принадлежащий компании «Интерпласт», — говорит Борис Веселов. — Мы в основном делаем слесарные работы. Если страховой случай произошел с подвеской (например, машина попала в яму) и страховая компания признала этот ущерб, то клиент получит ремонт за счет страховой компании».
Сезонность
К основным видам работ, которые выполняются станциями технического обслуживания автомобилей, относятся покрасочные, слесарные, и кузовные работы. Борис Веселов отмечает, что сезон играет довольно большую роль в таком сегменте услуг, как автосервисы. Сейчас, с началом зимы самые востребованные услуги — это базовое ТО, «переобувка» машин — следовательно, востребованы услуги монтажа. Летом большей популярностью пользуется ремонт подвески.
«Очень сложно разделить услуги автосервиса на востребованные и невостребованные, — говорит Наталья Орлова. — Как правило, в автосервисах существует сезонность работ. Кроме того, у разных дилеров есть свои особенности. Что же касается Mazda, то этот автомобиль называют несервисным, поэтому наиболее часто мы выполняем ТО. Именно эта услуга является высокомаржинальной».
А Илья Филатов считает, что даже один слесарный цех принесет деньги, но они заведомо будут «длинными», то есть вернутся не скоро. На первый взгляд, первоначальные вложения вроде бы небольшие, но при этом стоимость нормо-часа при слесарном ремонте наименьшая. Тут уместно вспомнить о таком термине, как проход. Он обозначает прибыль, полученную за определенные работы с одного заказ-наряда. Так вот проход в слесарном цеху по определению ниже, чем в кузовном.
Покупка
оборудования
«Что касается кредита, то, на мой взгляд, это — долговая яма, — говорит Илья Филатов. — Если уж надумали открывать свой автосервис, обязательно должен быть приличный базовый капитал. Ведь после открытия сервисного центра может пройти полгода или год, прежде чем появится первая прибыль. А в это время нужно выплачивать и аренду, и заработную плату. На начальном этапе размер зарплаты особенно важен, именно поэтому я не советую сразу набирать большой штат».
Наталья Орлова считает, что закупка оборудования наиболее интересна, безусловно, по лизинговым схемам. Есть сразу несколько преимуществ. Во-первых, он дает возможность компании расширить и обновить производство без крупных единовременных затрат. Во-вторых, лизинговые платежи распределяются равномерно, как правило, ежемесячно на весь срок действия договора. Это дает возможность спокойно планировать свой бизнес на годы вперед. Кроме того, арендные платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию. Тем самым арендующая компания осуществляет их из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании. В-третьих, не привлекается чужой капитал, и в балансе компании поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. В-четвертых, компания существенно экономит по статье «налоги на прибыль» благодаря ускоренной амортизации лизингового имущества (с коэффициентом до трех включительно). В-пятых, приобрести оборудование в лизинг значительно дешевле и проще, чем, например, привлекая банковский кредит.
Лиха беда начало
Многие начинают свое дело с покупки битых, подержанных или нерастаможенных машин, чтобы в дальнейшем пустить их на запчасти. Такие начинающие сервисы нацелены на мелкий слесарный ремонт.
«Я бы на первых шагах посоветовал заняться наиболее востребованными видами услуг: шиномонтажом или кузовным ремонтом. Очень удобно сразу включить в состав сервисного комплекса автомойку», — говорит Илья Филатов.
Первое, что нужно четко решить, — какие работы будет выполнять автосервис. Будет ли это строго специализированный или, наоборот, универсальный техцентр. Минус первого в том, что он достаточно долго раскручивается. Плюс в том, что есть большая вероятность стать действительно профессионалом, ведь ты все время имеешь дело с одной автомобильной маркой.
С дилерскими центрами можно легко конкурировать, снижая стоимость работ или продавая запчасти по более низким ценам. То есть получать прибыль за счет оборота.
Однако не нужно рассчитывать на быструю отдачу. Первое время — это упорное завоевание «своего» клиента. И здесь автосервис борется за свой авторитет, который потом будет работать на него. Если даже один клиент уходит довольным — это уже победа, потому что он непременно расскажет о вас своим друзьям.
Очень важную роль в раскручивании автосервиса играет его месторасположение. Как минимум, оно должно быть легко доступным и давать возможность удобно припарковаться. Идеально, если автосервис будет находиться рядом с автомагистралью, АЗС или гаражным комплексом. Но только не около жилого дома или водоема. Это запрещено санитарными правилами.
«Подводные камни» — отсутствие кадров
Автомобили быстро совершенствуются и усложняются, что в свою очередь требует соответствующей квалификация автоспециалистов
«Основная проблема — это подбор профессионалов, выстраивание системы качества, системы мотивации, — отмечает Борис Веселов. — Потому что мало хороших специалистов. Мало учебных заведений, которые бы готовили автослесарей. Есть, конечно, курсы повышения квалификации. Но в целом система профессионального образования пока далека от совершенства».
Кстати, автосервис считается хорошо оплачиваемым местом работы. Поскольку наблюдается дефицит профессионалов, то, соответственно, для привлечения и удержания работников, происходит постоянное повышение заработной платы.
«Да, кадры — это вечная и, пожалуй, самая большая проблема любого автосервиса, — соглашается Илья Филатов. — Не столько возможность покупки того или иного оборудования определяет выбор работ, сколько вероятность привлечения в компанию квалифицированных специалистов. Например, не проблема найти секретаря, бухгалтера, даже начальников любого ранга. Почти невозможно найти работников с умелыми руками. Прежде всего, это обусловлено самой спецификой работы в сфере автосервиса».
Часто бывает ситуация, что компания предпочитает не вкладывать деньги в развитие персонала и низкую мотивацию сотрудников компенсирует постоянной сменой кадров. В этом случае расходы на поиск и подбор персонала окупаются постоянным притоком «свежих» сотрудников, способных работать какое-то время на энтузиазме и приносящих в компанию новые идеи и методы работы. Минус данного метода в том, что при систематическом массовом подборе вакансии часто заполняются сотрудниками, не имеющими достаточного опыта работы, а то и вообще без этого опыта. Поэтому даже в таком случае для компании встает проблема удержания квалифицированных специалистов. А бывает и так, что компания заинтересована в стабильном коллективе, вкладывает средства в управление персоналом, но при этом текучка остается высокой.
Вложения
и срок окупаемости
«Все зависит от объема и от задач сервиса, — говорит Борис Веселов. — Одно дело — сделать небольшой слесарный участок на 5-6 рабочих мест на арендованном помещении — от 2 млн руб. Если большой кузовной участок — до $2 млн. Срок окупаемости при хорошей постановке бизнеса составит порядка 1,5-2 года».
А Илья Филатов считает, что в среднем создание автосервиса обойдется в $130–150 тыс. «Хотя возможно и более дешевое решение: небольшой автосервис будет стоить $35–50 тыс., а шиномонтаж — $8-12 тыс. Что же касается сроков, то в среднем срок возврата инвестиций обычно не превышает 12-16 месяцев».
Ольга КОНОВАЛОВА
www.abm.r52.ru
Все новости