«Медведь» набирает вес

12.08.2009 "Коммерсантъ" № 146 (4201) от 12.08.2009
Владелец нижегородского торгового дома «Медведь» Андрей Горбатов и бывшие топ-менеджеры группы «Альянс», управлявшей магазинами «Эконта», занялись развитием новой продуктовой сети. До 2012 года в Нижегородской области соинвесторы планируют открыть около 60 разноформатных магазинов под брэндом Seven. Вложения в проект аналитики оценивают в 30 млн. дол., объясняя партнерство намерением сторон получить гарантированную долю на нижегородском рынке продуктового ритейла в условиях жесткой конкуренции с федеральными сетями.

Как рассказал „Ъ“ господин Горбатов, в новую продуктовую сеть среднеценового сегмента войдут магазины «Медведь»: 17 этих торговых точек площадью от 500 до 1 тыс. кв. м переведены в управление ООО «Альт НН», зарегистрированного в феврале 2009 года для развития проекта Seven (49% долей владеет господин Горбатов, 51% — его партнеры). Кроме того, к 2010 году в Нижнем Новгороде, Кстове и Дзержинске откроются еще 10 магазинов площадью около 1 тыс. кв. м каждый. В целом до 2012 года сеть Seven планируется довести до 60 магазинов, общий ежемесячный оборот которых должен составить 500 млн руб. Инвестиции Андрей Горбатов не уточнил. По подсчетам аналитиков, инвесторы вложат в проект 30 млн. дол. из расчета 500–700 дол. в 1 кв. м площади.

ООО «Торговый дом „Медведь“» основано в 1993 году. Специализируется на оптовой и розничной торговле продуктами питания, в основном бакалеей. Сеть магазинов «Медведь» включает 30 торговых точек площадью от 200 до 1 тыс. кв. м и 20 — менее 200 кв. м. Ежемесячный оборот сети — 120–130 млн руб. Владелец — Андрей Горбатов.


Соинвесторов проекта господин Горбатов назвать отказался, отметив, что долю в бизнесе они получили, поучаствовав в решении долговых проблем «Медведя». Сумму долга и условия сделки он не уточнил. По данным участников рынка, партнером Андрея Горбатова в новом проекте стали бывшие топ-менеджеры группы «Альянс», под контролем Millhouse Capital Романа Абрамовича управлявшей 80 магазинами «Эконта». В 2006 году эти торговые точки были проданы федеральным сетям «Магнит» и «Копейка», по оценкам экспертов, за не менее 10 млн. дол. и 100 млн. дол. соответственно. Сделка с «Копейкой» стала на тот момент одной из крупнейших на рынке российских розничных сетей.

«В кризис на рынок выходить дешевле. Взаимодействие двух бизнесменов логично: у одного есть база, на основе которой можно запустить неплохую продуктовую сеть, у другого — средства, на которые ее развивать», — поясняет генеральный директор торгового дома «Народный» Василий Пушкин. «По итогам 2008 года нижегородский рынок вырос на 18%, его обороты достигли 10 млрд. дол. „Магнит“ и X5 Retail Group контролируют по15% рынка, сеть Spar — 8%, по 3–4% у Auchan и „Ленты“, от 1% до 3% — у „Калинки“, „Народного“ и „Медведя“. Теперь показатели роста снизятся примерно до 10% в год», — прогнозирует глава консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. Несмотря на замедлившиеся темпы роста рынка, эксперты отмечают высокий уровень конкуренции на нем. По данным аналитиков INFOLine, на 100 тыс. нижегородцев приходится около двух супермаркетов (для сравнения: на 100 тыс. москвичей — 3,76 супермаркетов). При этом доля федеральных сетей, по оценкам INFOLine, в период с 2006-го по 2008 годы увеличилась почти на 12,5% до почти 40% (всего в регионе более 300 сетевых магазинов). Генеральный директор нижегородской группы ВКТ (развивает сети «Райцентр», «Райцен» и др.) Алексей Зудин полагает, что в скором времени на нижегородский рынок могут выйти новые федеральные игроки — «Дикси» и «Виктория». А INFOLine напоминает о планах по расширению сети «Перекресток». «Планы „Альт НН“ весьма амбициозны. Скорее всего, для их достижения инвесторам придется приобрести еще одну сеть. Не исключено, что это будут оставшиеся магазины „Медведь“», — заключает господин Кузьмичев.

Елизавета Зубакина
Все новости