18.09.2009 Коммерсантъ(Н.Новгород)№ 172 (4227) от 17.09.2009 Петербургская сеть демократичных ресторанов русской кухни «Емеля», частично принадлежащая совладельцу многопрофильного холдинга «Адамант», выходит на нижегородский рынок общественного питания. К 2011 году в Нижнем Новгороде должны появиться семь ресторанов сети, общий объем инвестиций в открытие которых превысит $2 млн. Эксперты отмечают, что сегмент общественного питания, в первую очередь эконом-класса, привлекает уже заработавших в другом бизнесе инвесторов из-за возможности сыграть на росте спроса к недорогим заведениям и таким образом диверсифицировать риски.
Первая нижегородская точка сети «Емеля» появится в октябре на фуд-корте торгового комплекса «Мега». По словам генерального директора ООО «Фортуна» (развивает региональную сеть «Емеля» в центрах «Мега») Андрея Шустова, инвестиции в заведение площадью 60 кв. м составят около $300 тыс., а средний чек ресторана — 170 руб.
К 2011 году инвестор планирует открыть еще шесть точек, в числе которых будут рестораны в отдельно стоящих зданиях: средняя площадь такого заведения составит 150 кв. м, а средний чек — 250 руб. Таким образом, общий объем инвестиций в нижегородский проект превысит $2 млн.
• Русскую кухню в Нижнем Новгороде представляют пять премиум-ресторанов («Виталич», «У Шаховского», «Купеческий», «Пяткин», «Плакучая ива») и 25 демократичных заведений, значительная часть которых — несетевые объекты. Основной оборот недорогих ресторанов приходится на сеть «Елки-Палки», которая занимает около 5% местного сегмента фаст-фуда. По прогнозам консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса», объем сегмента фаст-фуда по итогам 2009 года составит около $90 млн.
Развитие в Нижнем Новгороде — часть масштабной экспансии «Емели». Первый региональный ресторан сети открылся в середине сентября в Екатеринбурге, на октябрь запланирован старт проекта в Новосибирске, Ростове-на-Дону и Краснодаре. К 2011 году в этих городах появятся 24 заведения сети общей стоимостью около $8,5 млн. Сейчас под брэндом «Емеля» функционируют 13 ресторанов в Санкт-Петербурге, первый из которых начал работу в мае 2008 года, а их общий годовой оборот оценивается примерно в 17 млн руб. Развитием бизнеса «Емели» в Петербурге занимается ООО «Арсенал инвест-групп», совладельцами которого являются петербургский предприниматель Дмитрий Неведомский (развивает несколько ресторанных сетей, например сети «Быстроежка» и «Султан») и вице-президент многопрофильного холдинга «Адамант» Евгений Гуревич (состояние господина Гуревича в 2008 году журнал «Финанс» оценивает в $170 млн).
«В России это весьма распространенный случай, когда, получив свободные деньги, топ-менеджеры или совладельцы компаний вкладываются в сторонние проекты. Строительная отрасль, в которой в основном развивается «Адамант» (объединяет 19 торговых и торгово-развлекательных комплексов, розничные сети „Домовой“, „Грейт“, „Адамант“ и др. — „Ъ“), в последнее время серьезно просела — из торговых комплексов съезжают арендаторы, так что не исключено, что Евгению Гуревичу стало интересно и прибыльнее развивать проект в ресторанной отрасли. Это своеобразная диверсификация рисков», — рассуждает аналитик УК «Капиталъ» Федор Наумов, напоминая о том, что «Адамант» также управляет стеклоперерабатывающими активами и производствами строительных материалов.
Эксперты подтверждают, что сегмент быстрого питания в российском ресторанном рынке сейчас привлекает инвесторов больше всего. Так, другой совладелец «Адаманта» Михаил Баженов несколько лет является соинвестором нескольких ресторанных сетей Ginza Project («Прадо кафе», «Мари Vanna», «Джельсомино», «Япоша» и др.). По оценкам исполнительного директора консалтинговой компании Restcon Андрея Петракова, снижение оборотов этого сегмента по итогам 2009 года составит в среднем лишь 15% (объем сегмента по итогам 2008 года — $1,7 млрд), тогда как у ресторанов премиум-класса падение может дойти до 60%.
Глава нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев отмечает, что в общем объеме нижегородского ресторанного рынка, который оценивается в $300 млн, сегмент быстрого питания занимает порядка 30%: «К 2011 году этот показатель достигнет 40%, поскольку количество людей, предпочитающих демократичные заведения, только растет». «Если „Емеля“ подберет места с высоким трафиком в центре города, то вложения в сеть будут абсолютно оправданы и беспроигрышны — рентабельность такой сети может достичь 20%-ного уровня», — считает Андрей Петраков.
Елизавета Зубакина
Коммерсантъ(Н.Новгород) № 172 (4227) от 17.09.2009
Все новости