02.11.2009 "Нижегородский рабочий"29 октября 2009 В Нижнем Новгороде заведений общепита довольно много. Но пока спад спроса на услуги наблюдается только в дорогих ресторанах. Экономический кризис оказал прямое влияние на покупательскую способность населения, и сейчас потребительский спрос смещается в сторону услуг низкоценового сегмента.
Смешение вкусов
Сфера питания в Нижнем Новгороде переживает непростые времена. По данным экспертов, посещаемость многих ресторанов снизилась на 30 процентов. На этом фоне рынок фастфуда как минимум не уменьшил обороты.
Директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев вспоминает, что массово люди пошли в кафе и рестораны всего несколько лет назад. В результате рынок общественного питания начал расти как на дрожжах — на 25 процентов в год.
Негативные явления в экономике страны на рынок быстрого питания повлияли в меньшей степени, нежели ресторанный. Многие премиум-рестораны, даже очень популярные еще год назад, стоят полупустые. Рестораны среднего ценового сегмента и фастфуд лучше адаптировались к кризисным условиям и продолжают работать и развиваться.
— В кризис доходы нижегородцев снизились, но желание питаться вне дома осталось, — констатирует Юрий Кузьмичев. — Соответственно, предпочтения людей с более дорогого сегмента, особенно среднего класса, были отданы более дешевым заведениям со средним чеком 150 рублей.
Дешево и сердито
Происходит перераспределение в сегменте экономических и средних доходов — чуть более высокие затраты на обеды и легкий перекус сменятся несколько более низкими.
— Средний чек в них не такой большой по сравнению с другими сегментами, и снижения количества посетителей не наблюдается, а в некоторых точках даже наоборот, — отмечает Юрий Кузьмичев. — Фастфуду легко сдерживать цены, ведь импортного, то есть ввезенного за дорогую валюту, в «быстрой еде» практически нет.
У посетителей за те же деньги появляется больший выбор, и они могут существенно экономить, не теряя в качестве.
Фастфуд выживал и выживает за счет оборота. Но не все предприятия быстрого питания смогли адаптироваться к нынешним условиях. Так, предприниматель Сергей Пинагоров, развивающий уличный фастфуд «Автокафе», «Золотая курочка», «Русские блинчики», «Хот хит-дог» признался, что в зависимости от местоположения мини-кафе падение оборотов с начала года составило до 30 процентов. Хуже всего дела у предпринимателя обстоят в Автозаводском районе, значительно лучше в центре города.
Президент Нижегородской ассоциации предприятий быстрого питания Алексей Носов ситуацию не драматизирует.
— Если в начале года оборот был снижен на 30 процентов, то уже летом падение составило лишь 15 процентов. На фоне закрывающихся ресторанов у нас ситуация не такая ужасная, — отмечает Алексей Носов.
В целом, несмотря на временное падение спроса в сегменте быстрого питания, данный рынок можно считать достаточно перспективным. Поэтому решение развиваться именно сейчас, когда арендные ставки и стоимость оборудования существенно снижена, абсолютно правильно. Например, в этом году в Нижнем Новгороде были открыты два заведения «Сабвэй», готовится к открытию питерское заведение «Емеля».
СПРАВКА «НР»
По данным экспертов, оборот сетей общественного питания Нижнего Новгорода за последний год составил более 4 млрд рублей. В городе работают 1500 предприятий общественного питания. Основные игроки — Макдоналдс, «Мир пиццы», «Едок», «Бродвей пицца», «Елки-палки», «Ростикс KФС», «Сбарро» и др.
КСТАТИ
Фастфуд (англ. fast food — «быстрое питание») — класс блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями. Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить и предоставить клиенту.
Павел МИЛЯЕВ.
Все новости