05.12.2013 Bankir.ruБлиц-интервью 29.11.2013 15:00 // Марина Сипатова, Bankir.Ru
- По вашим ощущениям, насколько был успешен 2013 год для предпринимательства? Есть ощущение, что мы окончательного отошли от кризиса 2008 года?
- Предприниматели отошли от кризиса 2008 года, но другое дело, что они опять вошли в кризис. На рынке есть ощущение тревоги, настороженности. Мало кто готов вкладывать серьезные деньги в инвестиционные проекты. Я бы объединил 2008–2010 годы в один цикл: когда ударил кризис, и все свернули свои проекты. В итоге кто-то выкрутился, кто-то остался в долгах, а кто-то разорился. Кризис научил тому, что деньгами нельзя разбрасываться: любые деньги и ресурсы имеют цену, эту цену надо знать, ощущать и контролировать. Долгосрочный кредит – это достаточно рисковое мероприятие. Если мы берем быстрый бизнес формата «купил-продал товар», то в этом случае имеем короткий цикл возврата денег. Если рассматривать бизнес в сфере производства или строительства, недвижимости, то там цикл растягивается на 5–10 лет. В этом случае надо выстраивать долгосрочную стратегию.
Проблема российского бизнеса 2008–2009 годов состояла в том, что многие пытались делать деньги быстро, даже в такой сфере, как строительство. Выяснилось, что предприниматель набрал денег, начал стройку, а через какое-то время банк сказал ему: «Верните срочно деньги». Но ведь недостроенный дом – это не товар. Если стройка замораживалась на уровне фундамента, а таких проектов оказалось очень много, они оказались никому не нужны: никто не хотел покупать их по рыночной стоимости.
У многих банков в то время была директива, что любой сфере, связанной со стройкой, денег не давать. И не просто не давать, а еще и вернуть деньги, которые были ранее вложены. Могу привести пример из практики: человек вкладывал деньги в стекольное производство, проект был рассчитан на 15 лет. Это серьезные инвестиции в реконструкцию производства, покупку печей. Он только начал заниматься реконструкцией, как разразился кризис, и ему позвонили из банка и сказали вернуть деньги в самые короткие сроки. В пункте договора мелким шрифтом было прописано, что банк вправе потребовать досрочно вернуть денежные средства. Деньги он вернул, но запущенный механизм производства остановился. Взять денег в другом банке было практически невозможно, потому что либо ставка была очень высокая, либо ему просто отказывали. Он все же выбрался из сложной ситуации, но сейчас он продал бизнес, сделав ставку на более простые бизнесы с быстрой отдачей.
- Какие моменты должен сегодня учитывать бизнес?
- Их множество. Бизнес должен учитывать в том числе и политические риски. Когда избрали Путина, фондовый рынок упал чуть ли не на 30%, потому что инвесторы просчитали для себя дополнительные риски, решив, что правительство начнет закручивать гайки не в лучшую сторону для бизнеса. Многие просто заморозили бизнесы до тех пор, пока не стало понятно, что же происходит в политике. Политика в любом случае сказывается на экономике. Сейчас экономическая ситуация в стране немного стабилизировалась, потому что банки стали более лояльно относиться к выдаче кредитов для бизнеса, да и потребитель немного отошел от шока. Зарплаты начали расти, у людей стали появляться свободные средства – этот маховик опять закрутился.
- Какие тенденции на потребительском рынке вы бы выделили?
- Сейчас люди перестали покупать автомобили. Также на рынке заметно снижение интереса к покупкам квартир. Предприниматель, видя, что потребитель их услуг и товаров «сдувается», тоже начинает притормаживать развитие своего бизнеса. Размышляют они примерно следующим образом: «Если я сейчас построю восемь магазинов, то потом кому я буду продавать представленные там товары, если покупатель не готов тратить деньги?»
- Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее мощно тормозят развитие бизнеса?
- Сильнейшим тормозом является дороговизна кредитов для бизнеса. Ставка 18–20% годовых в банках – очень невыгодна для бизнеса и снижает его рентабельность. Такая ставка очень сильно влияет на инвестклимат. Приведу пример. Помимо проектов готового бизнеса у нас есть проект расширения в несколько раз гостиничного бизнеса. Собственных денег нам не хватает: нам нужны заемные средства. Мы понимаем, что, взяв трехлетний или даже пятилетний кредит, мы будем работать все это время на банк. Пять лет для бизнеса – это целая жизнь, за это время может произойти все, что угодно: поменяется президент, экономическая обстановка в стране. Мы вынуждены отказываться от этой стратегии, от кредитования под строительство серьезного бизнеса, потому что понимаем, что будем работать только на банки.
Сейчас в России в лидерах по рентабельности бизнеса две сферы – нефтегазовая и банковская. Парадокс в том, что банковский бизнес, который является сервисным, который должен помогать выстраивать другие отрасли, зацикливает на себе достаточно серьезную часть рентабельности. Возьмите тот же самый потребительский кредит. Что бы банки ни говорили, но они могли бы быть локомотивами бизнеса, инструментами для улучшения инвестклимата и промышленного роста, а сейчас они, по сути, являются его тормозом. Я не хочу сказать про весь банковский бизнес. Но даже если и найдется банк, который решит выдавать кредиты под ставку ниже, чем у всех других банков, то у него это не получится. На данное мероприятие Центробанк не даст ему денег.
У меня были партнеры, которые за рубежом брали кредиты меньше чем под 10% годовых – это отличная ставка, которая помогает выстраивать бизнес. В данном случае банк дает вам возможность заработать. Банки сейчас работают в рыночной ситуации. Стали привлекать деньги вкладчиков под 11–12% годовых. Мы оказались заложниками этой ситуации. Нет денег, банкам неоткуда их взять. Они берут деньги дорого у населения или дорого привлекают на межбанковском рынке и дальше выстраивают цепочку возрастающей стоимости денег. На каждом этапе прирост к этой цепочке ведет к тому, что и бизнесу, и потребителю становится еще дороже. И потребители отказываются от покупки, а предприниматели от расширения бизнеса или от открытия нового. Мы имеем сворачивающуюся экономику.
- Ваши прогнозы неутешительны…
- Это реалии. С другой стороны, человек бы и брал кредит под большой процент, но он насторожен, что на время выплаты кредита у него должна быть постоянная работа. И жизненная ситуация не должна поменяться. Цепочка опасения худшего приводит к тому, что все сворачиваются как ежик в клубок – таким образом мы имеем сворачивающуюся экономику. Даже правительство сейчас говорит о том, что промышленный рост производства в России составляет всего 1,5%, а в планах у них было на этот год 2,8%. Даже правительство признает, что что-то в экономике не так, потому что производство не растет, экономика не растет, ВВП не растет. На одном нефтегазе не выживешь.
- И можно ли изменить эту ситуацию?
- Да, но это долгосрочный проект. Нужно, чтобы предприниматель занимался бизнесом и был уверен в завтрашнем дне: что завтра не поменяются правила игры, что не введут новые налоги, банки не пересмотрят ставки. Банкиры должны понимать, что нужно давать кредит на долгий срок и под небольшой процент. А физлицу следует понимать, что он может быть спокоен за свою зарплату и сможет спокойно выплачивать кредит. Эта цепочка – она как домино, когда все взаимосвязано. Когда какое-то звено выпадает, мы получаем ухудшение ситуации. Выстраиваться позитивная ситуация будет очень долго, потому что нужно вернуть доверие бизнеса и общества, банков, иностранных инвесторов, которые должны поверить в российскую экономику. Инвестиции в глобальную экономику России не растут. Все эти факторы приводят к тому, что экономика сжимается, и все начинают чувствовать себя некомфортно.
Я не могу сказать, что есть ощущение кризиса. Но для меня ощущение тревоги ненамного лучше, чем ощущение кризиса. Потому что я начинаю откладывать свои проекты и идеи на потом. И не только я – так ведет себя большинство предпринимателей. Например, ООО «Магистраль» выиграло федеральный конкурс на строительство федеральной объездной дороги, но им не заплатили деньги. Они несколько лет строили ее за свой счет, пока деньги не кончилось. Если наверху у этой пирамиды что-то случается, то страдает вся пирамида, состоящая из множества звеньев. Или вот, например, идея привлечения туристов в Нижний Новгород – про это много говорят, но денег в данный проект практически не вкладывают. Не знаю, с чем это связано: то ли показывать в городе действительно нечего, то ли мы продавать себя не умеем. На сегодняшний день очень сложно объяснить, что делать туристу в Нижнем Новгороде. Мы, предприниматели, строим свой бизнес не благодаря, а вопреки ситуации, которая есть. У нас нет другого выхода. В «Газпром» нас не зовут, в чиновники тоже, поэтому мы занимаемся бизнесом. Бизнес остановить невозможно.
- Расскажите о специфике своей компании – чем она занимается: продает бизнесы?
- Магазин готового бизнеса – это компания, которая работает на рынке услуг, связанных с покупкой и продажей предприятий. Итак, в силу разных причин предприниматель решил продать свой бизнес. У него есть несколько способов, чтобы это сделать. Первое: пойти по друзьям и им предложить свой бизнес. Второе – разместить рекламу в СМИ. У покупателя бизнеса тоже есть свои интересы. Наша задача, с одной стороны, помочь продавцу красиво подать покупателю свой бизнес и провести сделку так, чтобы обе стороны остались довольны: продавец ушел с деньгами, а покупатель остался с хорошим бизнесом. Оценка, юридическое сопровождение сделок, помощь в поиске приобретателя, консалтинг – это все сфера применения наших знаний и умений. Бывает, что мы работаем под покупателя.
Например, к нам приходит предприниматель и говорит, что хочет купить магазин одежды. Мы выясняем его потребности и ищем тех людей, которые, возможно, могли бы ему этот бизнес продать. Чаще работаем на продавца. Мы работаем в составе федеральной сети магазинов готового бизнеса (Москва, Петербург и др.). Это позволяет обмениваться информацией и статистикой, опытом.
- В свое время вы активно занимались развитием бизнеса по франшизе. Почему сейчас эта тема отошла на второй план?
- Главная задача – помочь покупателю и продавцу осуществить свои планы, в том числе и развитие бизнеса по франшизе. Но по франшизам мы сейчас немного свернули деятельность. Это связано с двумя причинами. Первая причина – это не очень высокое качество самих франшиз: на рынке появилось очень много «сырых» предложений, франшизой, по сути, не являющихся. Во франчайзинг, как правило, входит раскрученный бренд. В России редко когда удается увидеть подробно описанную работающую технологию во франшизе. Международный пример – «Макдоналдс». Единственная страна в мире, где он развивается сам, не продавая франшизы, это Россия.
К сожалению, российские предприниматели не всегда готовы работать по правилам. Если предприниматель готов четко работать по поставленной инструкции, технологиям, то это франчайзинг. А если он говорит: «Давайте ваш бренд, и я сам тут что-нибудь придумаю, то это уже не франчайзинг». Если вы приходите в «Макдоналдс» в Париже, Риме, Пекине – он везде одинаковый. И неважно, кто у него владелец, и кто там работает, потому что есть четко поставленная и отработанная технология, которая прописывает не только правила работы, но и технологию изготовления продукта, стандарты, мебель.
В американском понимании франшиза – это когда предприниматель, покупая франшизу, готов работать по жестким правилам и технологиям. И только в этом случае франшиза гарантирует ему результат. У нас от франчайзинга уходят к партнерству. Например, владелец магазина, который развивается по франшизе, не определяет ни ассортимент, ни цену, ни рекламные кампании, ни распродажи – за него все решает головная компания. Для многих слово «франшиза» стала приманкой для партнера.
Вторая причина, по которой франчайзинг в России плохо развивается, это наше законодательство. В России нет закона о франчайзинге. Много лет в Госдуме лежит закон, до сих пор не принятый. Эти вещи не позволяют бизнес по продаже франшиз поставить на поток. Мы не всегда сами готовы заниматься франчайзингом. Но бывают и отличные компании, которые работают по франчайзингу. Инвесторы, может быть, в свое время обожглись на некачественных франшизах, потому сейчас спрос на них упал. Это сдерживает рынок.
- Какие бизнесы сейчас продаются более успешно и часто?
- Предпочтения покупателей остались прежними, как и были последние семь лет. Это сфера автобизнеса, связанная с обслуживанием и продажей автомобилей, а также сервис, общественное питание, торговля товарами повседневного спроса, либо товарами для потребителей с невысокими доходами. Какие бы кризисы в стране ни случались, что не сдувается никогда? Бизнесы оказания услуг и товаров повседневного спроса. Хлеб люди будут покупать всегда, стричься будут всегда, зубы лечить тоже будут всегда. В Нижнем Новгороде в кризис в первую очередь закрылись бизнесы, которые занимались сегментами премиум и лакшери. Например, дорогие рестораны, где средний чек составлял 5 тыс. рублей. Инвестор очень осторожный, и все понимает. Вложения в чужой бизнес – это определенный риск.
Снизить риск для покупателя бизнеса может то, насколько он понимает эту сферу деятельности. За последние 10 лет нашей работы не было сделок, когда предприниматель хотел приобрести бизнес, в котором он ничего не понимал. Более устойчив бизнес, рассчитанный на массового покупателя. Отчасти бывает так, что самые востребованные сферы бизнеса не спешат продавать.
- По популярности бизнесов спрос у покупателей меняется?
- Есть некоторое ощущение от того, что где-то раз в полгода меняется волна предложений в сфере деятельности. Был год, когда нам предлагали очень много салонов красоты, туристических компаний. Салоны красоты очень показательны. В 2007 году к нам обратилось более 10 салонов красоты с целью продажи. В какой-то момент времени предприниматель своей жене в силу моды купил салон красоты. Потом у жены пришла усталость, ей надоело заниматься бизнесом, или деньги закончились – пришла идея его продать. В туристическом бизнесе пошла волна интереса к этой сфере, когда люди увидели, что все ездят за границу, всем нужны путевки. Через какое-то время на рынке уже было не 100 турфирм, а 300. Часть некомпетентных предпринимателей очень быстро уходит с рынка, потому что быстро заканчиваются деньги, а более терпеливые и трудолюбивые выживают. Часть креативных и творческих вливаются в массу работающих компаний, и там прекрасно существуют, но все равно идет некий отсев.
- По каким причинам, как правило, предприниматели решают продать свой бизнес?
- Если ты устал от своего бизнеса, то ты можешь нанять хорошего управляющего, который будет за тебя работать. Проблема – найти такого управляющего, потому что у нас нет культуры работы на чужих людей. Мало тех, кто умеет качественно управлять. Возможно, эти люди уже и сами бизнесы открыли. Это в конечном итоге приводит к тому, что надо продавать, потому что еще немного – и будет совсем плохо. Вариант не разрушить свой бизнес – это его продать. Причем сделать это надо вовремя. Факт того, что вы можете продавать свой бизнес, не означает, что вы можете от своего бизнеса отойти. Например, вы занимаетесь сельским хозяйством. Решили продать корову, но пока вы ее не продали, вы все равно продолжаете ее кормить, ухаживать за ней. Чем лучше вы за ней ухаживаете – тем дороже вы ее продадите. Бизнес, как и любой другой товар, нужно к продаже готовить. Если мы можем эту мысль донести до продавца, то это хорошо, и бизнес продается. Обычно дамы, владелицы салонов красоты, приходили слишком поздно. В момент продажи надо заниматься бизнесом еще больше!
- Расскажите про подводные камни на пути продажи бизнеса.
- Первый – принятое решение о продаже означает, что ты в бизнесе должен работать больше, чем до продажи. И это надо делать до тех пор, пока ты его не продал. У нас были случаи, когда человек до продажи наводил порядок в бизнесе и отказывался его продавать. Второй – продавать нужно вовремя. Любой бизнес имеет определенный график развития. После этого уровня он просто не растет. Либо вы для его развития инвестируете деньги, либо он затухает. Продавать нужно, когда бизнес вышел на определенный уровень, а для дальнейшего его поддержания необходимы усилия.
Покупатели говорят о гарантиях при покупке бизнеса и его глубокой проверке. В нашей практике было более 100 сделок, и не было случая, чтобы покупатель не проверял бизнес. Мы даем алгоритм и технологию, что нужно проверить в бизнесе, чтобы окончательно принять решение о покупке, но никогда не делаем очень глубокий анализ бизнеса, потому что, во-первых, это растянуто во времени. Мы продавцу обозначаем, что у него должно быть готово к появлению покупателя. А покупатель в свою очередь должен не бояться задавать продавцу неприятные вопросы.
Второй подводный камень связан с волнами интереса к бизнесу. Когда все бегут открывать салоны красоты – не ходите покупать салоны красоты. Сейчас очень много тех, кто хочет открыть гостиницы. Это предприниматели из строительной сферы, из теплоснабжения. Это закончится через год-два тем, что некоторые предприниматели просто потеряют часть своих денег, потому что рынок маленький и емкий. Всем гостиничного рынка не хватит. Выживут только те, кто профессионален и компетентен, успешен, как предприниматель. Все остальные окажутся не у дел. Когда вы видите волну на определенную сферу бизнеса, то не стоит туда идти, потому что велик риск, что вы придете слишком поздно.
Третий совет для покупателя – надо строить бизнес из сферы своей компетенции. Если ты понимаешь сферу бизнеса хотя бы как потребитель, то можешь рассматривать предложение. Компетенция важнее. Профессионализм в узкой сфере гораздо более успешен и эффективен, чем попытка разбрасываться ресурсами. Был момент, когда в 2000 году предприниматели стали заниматься всем подряд, начиная от производства одежды до сельского хозяйства. В результате больше половины продали свои бизнесы. Не хватит сил заниматься в рамках своей компетенции разными отраслями бизнеса: в каком-то виде деятельности вы все равно более успешны. Не бывает и так, что предприниматель успешен во всех отраслях одинаково. Это, скорее, исключение из правил. В частности, это одна из причин продажи бизнеса – желание сконцентрироваться на одном или двух видах бизнеса. Итак, для покупателя правило №1 – это концентрация на том, в чем вы компетентны. Если вы не компетентны в этой сфере, но хотите вести бизнес, то можно нанять консультантов.
Нижний Новгород.
Все новости