Ресторанные магниты

03.03.2008 "Биржа"№ 8
В ресторанных коридорах жесткая конкуренция, более дорогая недвижимость и более высокий средний чек. Но рестораторам там находиться выгоднее из-за большого спроса: гостя привлекает разнообразие и возможность выбирать.

В Нижнем есть улицы, на которых стена к стене стоят разноформатные рестораны и кафе. Какие плюсы и минусы можно насчитать в близком соседстве заведений?

“Плюсы — большой поток потенциальных клиентов. Минусы — необходимость больших инвестиций, чтобы: а) купить или арендовать более дорогую недвижимость; б) “быть не хуже соседей”. Близкое соседство с конкурентами всегда заставляет быть “в тонусе”, а в ресторанном деле это крайне важно. Уходя из него, рестораторы теряют клиентов и часто “тонус” тоже”, — утверждает руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов.

“Рестораторов манит синергетический эффект: вместе привлекать потребителя легче. А гость ищет разнообразия предложения, возможности выбирать: сегодня он идет на восточную кухню, а завтра ему хочется русской или немецкой. Конкуренция также играет клиенту на руку, как по ценам, так и по качеству сервиса, — анализирует директор Нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. — Есть несколько подобных рынков, на которых тесное соседство также играет всем на руку: магазины одежды, обуви, подарков, компьютерные салоны, салоны сотовой связи. В ближайшем будущем салоны автомобилей также будут группироваться для более эффективного привлечения потребителей. Условный минус состоит в том, что работа в тесном соседстве с конкурентами требует постоянного улучшения своей работы, поиска новых “фишек”, отслеживания работы соседей”.

“Плюс ресторанного соседства еще и в том, что клиент застрахован от случаев, когда в выбранном ресторане нет мест, ведь рядом еще несколько заведений и можно зайти в них. Запустить новый ресторан гораздо проще в привычном для горожан месте”, — считает руководитель консалтинговой компании “Финсмарт” Андрей Трубин.

Кто первый?

Кто первым создает “намоленные” места общепита — ресторатор или едок? Влияет ли это соседство на тематическую направленность заведений?

Сегодня в Нижнем рынок общепита растет очень динамично, но он еще не насыщен, и рестораторы открывают заведения раньше, чем туда приходит едок, считает директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева.

На все ресторанные улицы (кроме Рождественской, к которой людей “приучили”) первыми приходили едоки, солидарен Вадим Носов. На общем фоне надо стремиться выделиться, быть более “форматным”. При этом, как правило, в ресторанных коридорах средний чек выше. На то есть объективные причины: а) люди приезжают отдыхать сюда специально; б) сам уровень ресторанов в основных зонах выше.

“На Большую Покровскую первым пришел, конечно же, посетитель. А вот на Рождественской сначала стали открываться заведения, а потом люди понемногу начали корректировать свои маршруты и спускаться к реке: сказались транспортная доступность и желание попробовать что-то новое, — полагает Андрей Трубин.— Считается, что в непосредственной близости лучше не размещать несколько ресторанов с одинаковой кухней. Однако явных проблем это не создает, напротив, у клиента появляется возможность выбора, а у оператора — стремление бороться за посетителя. Конечно, если речь идет об очень экзотической кухне, то явное соседство может помешать, в остальных случаях проблем быть не должно”.

Однако, уверен Андрей Трубин, местоположение никак не влияет на средний чек: “Даже в Москве на Тверской есть заведения, где можно пообедать на 200 рублей, а рядом — на 2000, а уж в Нижнем разброс тем более велик. В близком соседстве может находиться и студенческое кафе, и дорогой ресторан. И оба этих заведения не жалуются на отсутствие клиентов”.

Ресторанные коридоры

Сейчас в Нижнем ресторанных коридоров очень немного, считает Вадим Носов. К ресторанному коридору он относит главную городскую пешеходную артерию — Большую Покровскую улицу, а также улицу Рождественскую, Гребной канал. Далее следуют места, которые к ресторанным можно отнести с большой натяжкой: пл. Ленина — пл. Революции, ул. Коминтерна и трасса М7 от Нижнего до пос. Строителей. Причины создания таких коридоров — высокий пешеходный трафик, наличие традиционной зоны отдыха или транзит автомобилей по федеральной трассе.

Андрей Трубин выделяет всего две основные ресторанные улицы. Большая Покровская с прилегающими к ней улицами (Звездинкой, Пискунова и Костина) и площадями образует первый, основной и старейший коридор, а Рождественская — второй, более молодой. Их создают проходимость и удобство подъезда на автомобиле. Очень важна близость к центру и наличие свободных площадей.

Юрий Кузьмичев, полагая, что с некоторыми оговорками к ресторанным коридорам можно отнести фуд-корты ТЦ “МЕГА” и ТЦ “Шоколад”, а также ресторанную галерею на ул. Белинского, отслеживает две тенденции их образования. Поток (спрос) формирует предложение (как это произошло на ул. Б. Покровской). Но на низкоконкурентном рынке (а нижегородский ресторанный рынок Юрий Кузьмичев считает далеким от насыщения) предложение также может формировать спрос (как это произошло на ул. Рождественской). В ближайшие три-четыре года количество заведений общепита в городе увеличится минимум вдвое, прогнозирует он.

Большая концентрация заведений происходит там, где существует большое количество потенциальных клиентов — на Покровке, Рождественской, в Центре Сормова, на Гребном канале и на Костина, считает генеральный директор компании “Кофешенкъ” Юрий Попов.

Прогноз на будущее

Какие ресторанные коридоры появятся в Нижнем в обозримом будущем?

“В городе не так много мест для ресторанных коридоров (галерей). Вряд ли их появится много — еще одна или две”, — полагает Юрий Кузьмичев.

Ресторанный коридор немыслим на окраине города, убежден Андрей Трубин.

“Увы,— подтверждает Вадим Носов, — Все “спальные районы”, как на горе, так и за рекой, продолжают оставаться зонами, практически свободными от предприятий общественного питания. Откровенно разочаровывает Автозавод — ну наконец-то там должно что-то появиться на улицах Веденяпина или Дьяконова. Очень хочется, чтобы серьезно развивался Гребной канал — и не в виде более чем сомнительных шашлычных с громкими названиями ресторанов, а в виде достойных casual dining заведений”.

“Хотя в самом многочисленном заречном районе — Автозаводском (его население составляет около 330 тыс. человек) расположено немалое количество заведений, к современным форматам общепита можно отнести не столь большое их число. В другом заречном “спальнике” — Ленинском районе — вообще не сформировано цивилизованных ресторанных коридоров, — подхватывает мысль Татьяна Романчева. — А в связи с тем, что ситуация транспортной доступности в верхней и заречной части города стремительно ухудшается, там есть потенциал роста ресторанного бизнеса в течение ближайших трех-четырех лет. Тенденция развития ресторанного бизнеса в таких “спальниках” будет заключаться в развитии ресторанно-торговых “ядер” и появления небольших районных прогулочно-рекреационных зон”.

Елена ЦАРЕВА

Все новости